Нижне-Гниловская. Мост через Дон и железнодорожный музей.
Это было уже больше чем 2 недели назад. В тот солнечный и теплый день я решил поехать на самую западную окраину Ростова, к Нижнегниловскому мосту через Дон и бывшей жд станции Гниловская, где сейчас расположен местный железнодорожный музей.
1. Улица Портовая, главная магистраль этого района. Опять же, тут тоже доминирует частный сектор.
Гниловская - юго-западная окраина Ростова. Название пошло от Гниловской станицы на берегу Мёртвогo Донца. В интернете пишут, что это одна из древнейших точек обитания людей в черте Ростова. В 1954 году станица Гниловская была присоединена к Ростову на Дону.
2. Как только я вышел из 4-го автобуса на улице Портовой, сразу же за домами заметил красивый большой храм с колокольней. Им оказался Храм Преполовения Пятидесятницы. Перед тем как к нему выйти я прошел мимо школы, перешел однопутную железную дорогу, идущую от Ростова-Главного вдоль берега Дона и тут же увидел жд музей. Но к нему мы ещё вернемся.
"История Преполовенского храма ведет свое начало с 1820 года. Тогда жители станицы Нижне-Гниловской получили согласие от войсковой канцелярии на строительство каменной церкви во имя Преполовения Пятидесятницы." Нынешний вид храм принял в 1910 году. После 1917 года он сильно пострадал, одно время в нем был даже кинотеатр. Рллностью восстановлен в прежнем виде к 2000 году.
3. Храм расположен как раз между двумя расходящимися железными дорогами. Одна это та, которую я перешел, идя от остановки, вторая, это 2-х путная магистральная линия идущая со стороны Таганрога, на Нижнегниловский железнодорожный мост через Дон. Её как раз вы видите на этом снимке.
4. Вот эта железная дорога. Построили ее в начале 80-х годов, одновременно с Нижнегниловским жд мостом через Дон. Получился таким образом западный жд обход Ростова на Дону с прямым жд выходом со стороны Донбасса, через Таганрог, прямиком на Батайск и Северный Кавказ, минуя Ростов - Главный.
Мне работник жд музея рассказал, что до событий 14 года на Украине, тут был весьма немалый грузовой трафик со стороны Украины. Ходили также и пассажирские поезда, в том числе ии Киева, на Адлер и Кисловодск. Сейчас движение сильно упало и по сути представлено поездами лишь из одного Таганрога.
Кстати на этой же линии находится станция Ростов-Первомайский, по сути небольшой западный жд вокзал Ростова, где одно время останавливались все поезда, следующие на Кавказ со стороны Украины.
На этом фото как раз видно, отходящую на Ростов-Главный однопутную жд ветку.
Видео, снятое мною на станции Ростов-Первомайский в 2010 году. Тогда с движением было всё в порядке.
5. Один путь законсервирован и не используется. Рельсы стоят ржавые, а на самом мосту и вовсе отсутствуют. Используется только второй путь, который справа.
6. В 2010 году я проезжал через это место и по мосту через Дон на поезде Киев - Кисловодск.
7. Нижнегловский мост, представляющий из себя два параллельно стоящих моста. Один железнодорожный, построенный в 1983 году, второй автомобильный, построенный в конце 80-х годов.
8. В этом месте начинает дельта Дона. Справа от нас отходит протока под названием - Мёртвый Донец. На реке видны суда, ожидающие очереди на проход по руслу Дона через город с его низким главным жд мостом.
9. Железнодорожный мост построен как 2-х путный. Ведь во времена Союза движение со стороны украинского Донбасса было очень значительное. Автомобильный мост тоже представляет из себя западный автомобильный обход Ростова на Дону.
А железнодорожных моста в Ростове, как видите, целых три.
10. Вид на собор с другого ракурса. Интересно он всё таки расположен - между двумя железными дорогами.
11. ЖД платформа Гниловская, существующая на месте бывшей жд станции с таким же названием. Тут ходят только одни электропоезда и редко грузовые.
12. Вот как раз прибыла электричка на Таганрог. Сама же бывшая жд станция переделана под Ростовский музей железнодорожной техники.
13. "Ростовский музей железнодорожной техники, расположенный на станции Гниловская, был открыт в Ростове-на-Дону 1 августа 2003 года.
Пути восточной части станции были демонтированы, а в западной части организован музей. Периодически организуются маршруты ретро-поезда вокруг Ростова с заездом в музей с участием действующих паровозов Л, Эр, Су."
В музее собрана неплохая коллекция, которая конено же уступает петербургской, но обладает очень многими интересными эскпонатами. Ростовский считается вторым жд музеем в стране, после Петербургского.
20. Интересный вагон-теплушка образца середины 20 века. Вот проехать бы в таком тыщи 3-4 километров, да зимой. А то я тут сетую, мол поезд долго в Ростов идёт, двери хлопают и вообще боковое вернее место досталось.
21. "В музее железнодорожной техники представлено более 60 экспонатов, которые наглядно показывают историю железнодорожного транспорта Дона. В числе экспонатов музея 14 паровозов, многие из которых довоенного выпуска, 2 старинных пассажирских салон-вагона, 11 товарных вагонов, 5 электровозов, 4 тепловоза, 4 путевые машины, кран на железнодорожном ходу, а также подвижной состав, попавший в Россию в военные годы в виде трофея."
33. Тепловозы и электровозы представлены на отдельной площадке.
Это знаменитый ТЭ3, работавший ещё в 90-е годы на Северо-Кавказской дороге.
36. Ну этот эспонат не нуждается в особых комментариях. Передан в музей из депо Балашов, единственного на территории России, где они эксплуатировались.
38. Тоже интересный экспонат. Разработанный в 90-е годы в Новочеркасске электропоезд ЭН3 переменного тока. В 90-е годы НЭВЗ испытывал трудности с заказами продукции основного профиля, вот и начались эксперименты с проектированием электропоездов. Построили всего один поезд и пока его доводили и испытывали, завод вновь получил нормальную загрузку, поэтому работы над ЭН3 прекратили, а единственный поезд передали в эксплуатацию в Ростов-Главный. Впрочем проработал он недолго. Головной вагон попал в музей, остальные стоят где-то на базе запаса.
39. Такой машины в Питере тоже нет. Электровоз ВЛ84 - серия опытных советских грузовых магистральных электровозов переменного тока. Всего построено 2 электровоза. В большую серию они не пошли.
40. Ну это очень массовая и известная машина. Прозвище - "Чебурашка", из-за характерной формы передних фар.
41. Передан из Западно-Сибирского депо Барабинск, одного из крупнейших в стране, где эксплуатировали эти машины. И кажется там они до сих пор есть.
42. Ну вот и дожили наконец! Чехословацкие ЧС4Т "Теремки", производства 80-х годов, уже стали ретро-локомотивами и передаются в музеи.
А ещё лет 7-10 назад они абсолютно доминировали на участках с переменным током.
43. Этот передан из Дагестана. Депо - Дербент. Там существует островной полигон переменного тока, который не имеет из-за чеченского конфликта, до сих пор связи со страной.
45. 2-х системник ВЛ82. В настоящее время эксплуатируются только на Украине (Депо - Купянск). Внешне никак не отличается от "кайзера" ВЛ80К.
46. А вот и сам "кайзер" ВЛ80К. Первый массовый 2-х секционный грузовой электровоз переменного тока. На Украине до сих пор работает не одна сотня таких. В России их почти не осталось.
Эта машина построена в 1963 году. В Питере тоже нет такого экспоната.
52. Этот тепловоз спроектирован и в Харькове в конце 50-х годов. Существовало множество модификаций. В настоящее время эксплуатируются в только Молдове и кажется в Таджикистане.
53. Уникальная машта. Переменник ВЛ61, с "мордой" постоянников ВЛ23 и ВЛ8. Всего построено 12 штук.
55. А вот и канонический и супер массовый, а также кажется - бессмертный ВЛ8. Настолько массовый, что кажется мы еще долго их будем видет на дорогах бывшего СССР, особенно на Украине.
Это тут он экспонат, а в 180 км отсюда, в Мариуполе, они вполне себе рабочие лошадки.
57. "ВЛ22м (ВЛ22 модернизированный) — советский шестиосный электровоз постоянного тока, выпускавшийся с 1947 по 1958 гг. Конструктивно является дальнейшим развитием электровоза ВЛ22, от которого отличается более мощными тяговыми электродвигателями. Первый советский крупносерийный электровоз (было построено свыше полутора тысяч)".
58. Именно такой мне не удалось сфоткать у проходной завода НЭВЗ в Новочеркасске, где он стоит в виде памятника.
Рекомендуем ознакомится: http://mrlycien.livejournal.com