Казанский Кремль

Артиллерийский двор

Дата постройки - XVII век. Архитектор неизвестен. Реставрация - 1995-1999 гг. под руководством Забировой Ф.М. архитекторы Сайфуллина Л.Ш. Забиров Р.М.

Комплекс Артиллерийского Пушечного двора располагается в северо-западной части крепости и примыкает с запада к крепостной стене.

Возникновение комплекса в Казанском Кремле относится к концу XVII века, на месте расположения арсенала и ханской гвардии. Составлявшие его одно-двухэтажные кирпичные здания образовывали большой литейный двор. На протяжении XVII и XVIII вв. здесь изготавливалось, ремонтировалось и хранилось тяжелое оружие. Комплекс состоял из главного здания, расположенного вдоль Большой (главной) улицы Кремля и двух корпусов, примыкающих к нему и ограничивающих двор с севера и юга. Въезд на территорию осуществлялся через проездную башню в центре главного здания.

Главный (восточный) корпус Пушечного двора, перв. пол. XVIII в. перестр.1836г. перв.пол.XXв. реставр.1997-2004 гг.

Первоначально это был оружейный завод и арсенал. В процессе раскрытия в южном ризалите обнаружена литейная для изготовления пушек. После передачи пушечного двора юнкерскому училищу здание было приспособлено для проживания офицерского состава, в первой половине XX в. превращено в солдатскую столовую казанского горнизона.

На кровле водружен сложный шпиль с вазонообразным низом, на котором располагаются символы Пушечного двора – перекрещенные пушки, на них - горка ядер. Выше - восьмигранный шпиль, обхваченный внизу четырьмя акантовыми листами. На завершении шпиля пересекающиеся штыри держат латинские буквы, обозначающие части света. Завершает шпиль флюгер в виде прапора с прорезной надписью «Пушечный двор» обвитый Зилантом - символом города Казани.

Центральный вход при реставрации имитируют деревянные ворота в трехцентровой арке с замковым камнем, которая служила единственным проездом во двор из соображений безопасности хранения оружия. В настоящее время в левом крыле и втором этаже центрального ризалита размещается столовая, в левом крыле – Гербовый зал. В южном ризалите и пристроенной к нему Кордегардии, соединяющей Восточный корпус юнкерским училищем, оборудуется «Музей Пушечного двора».


Казанский Кремль

Архиерейский дом

Дата постройки - 1829 год. Архитектор неизвестен.
Архиерейский дом расположен за сквером, рядом с Благовещенским собором.

С момента возникновения Казанской епархии в 1555 г. значительную часть территории Кремля - от Благовещенского собора до Консисторской башни и от северо-восточной стены до нынешней главной и единственной улицы Кремля - занимали постройки, принадлежавшие казанским архиереям.

Весь этот комплекс храмов, жилых, административных, хозяйственных строений называли архиерейским домом. На том месте, где сейчас стоит дом, уже в конце 1550-х гг. находилась двухэтажная деревянная изба с жилыми покоями епископа Гурия и крестовым храмом. С 17 века на планах Кремля здесь зафиксирован обширный укрепленный комплекс построек, со входом с западной стороны, в том числе и каменный двухэтажный дом с двумя храмами. Но к середине 18 века, в связи с тяжелым материальным положением епархии, дом находился в аварийном состоянии. С 1780-х гг. после переезда митрополита Вениамина (Пуцек-Григоровича) в загородную резиденцию, архиерейские постройки в Кремле пришли в полный упадок, а после пожара 1815 г. уже не подлежали восстановлению. Вскоре это здание, сильно поврежденное пожаром, было снесено.

В 1828 году архиепископ Филарет (Амфитеатров) добился разрешения восстановить Архиерейский дом в Кремле. Император Николай I лично пожаловал на постройку деньги. Ныне существующий дом был построен в 1829 году. На втором этаже была освящена крестовая церковь во имя святителя Гурия. В 1909 г. после реконструкции, она вновь была освящена во имя Гурия, Варсонофия и Германа Святителей Казанских. С этого года Архиерейский дом стал главным местом жительства казанских архиереев.


Это здание, тоже двухэтажное, в духе николаевского классицизма, завершенное куполом, существует и поныне. Весь комплекс был огорожен каменной стеной с башенками и массивными воротами.

В 1930-е гг. был надстроен третий этаж, существенно изменивший облик дома.

К настоящему времени из всех зданий сохранилось только два дома, где жили архиерей, и Здание консистории.

Казанский Кремль

Безымянная круглая башня

Дата постройки - конец XVI века. Архитектор неизвестен.

Кирпичная постройка, сохранившаяся в отличном состоянии.

Башня имеет схожие черты с белокаменными псковскими башнями, но отличается нарочитым, почти вычурным декором, в который входят круглые отверстия декоративных бойниц и два орнаментальных пояска под самой крышей.

Казанский Кремль

Благовещенский собор

Архитектор: Постник Яковлев, Иван Ширяй и другие. Дата постройки: основан в 1552 году.

Современное значение: православный храм.

Благовещенский собор Казанского кремля является древнейшим из сохранившихся в Казани памятников истории и архитектуры.

К 1000-летию Казани и 450-летию Казанской епархии в 2005 году собор был отреставрирован и после долгих лет забвения принял верующих.

Главный собор Казанского края, являвшийся до революции кафедральным собором Казанской епархии, был основан 4 октября 1552 года по приказу царя Иоанна Грозного.

Деревянная церковь была срублена в три дня на пустыре и 6 октября освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 28 июля 1555 года, когда в Казань прибыл первый архиерей новоучрежденной Казанской епархии - архиепископ Казанский и Свияжский Гурий (Руготин), Благовещенский собор стал храмом святительской кафедры.


От подлинной кладки 16 века сохранились центральный объем с одним средним барабаном, 3 апсиды, боковые приделы, следы внутренней фресковой росписи в алтарной части и ряд декоративных элементов. В конструкциях исследователями отмечено влияние татарского строительного искусства.

Собор много раз горел - в связи с этим многократно реставрировался. В 17 веке маковки здания обрели очертания "магометанских" луковиц, а в 1 половине 18 века центральный барабан переделан в стиле украинского барокко.

20 августа 1836 года собор посетил император Николай I. Его распоряжения сыграли важную роль в дальнейшей судьбе храма. Архиепископ Владимир (Ужинский) обратился к Николаю с просьбой выделить средства на ремонт пришедшей в ветхость зимней Рождественской церкви, но Николай вместо этого велел церковь снести и подготовить проект расширения Благовещенского собора и превращения его в зимний. К 1840 году архитектор Ф. И. Петонди составил проект, утвержденный самим Николаем. В 1841-1846 гг. под наблюдением Петонди собор был расширен на запад, север и юг. Бывшие приделы стали частью главного храма, снесены трапезная и крыльцо. Были выстроены два теплых придела, отделенных от главного храма стенами и имевших отдельные входы.

С этого времени внешний вид собора существенно не изменился, в советское время было снесено построенное по проекту Петонди крыльцо.

Собор расписывался несколько раз. Сохранившаяся до настоящего времени роспись выполнена Н.Л.Сафоновым, известным иконописцем из Вязников Владимирской губернии. В 1906-1909 гг. была проведена капитальная реконструкция внутри собора по проекту архитектора Ф.Н.Малиновского.

В истории собора остались имена многих выдающихся людей. Строитель собора первый казанский епископ Гурий (Руготин) канонизирован в 1595 г. Его мощи, ныне находящиеся в церкви на Арском кладбище, всегда были главной реликвией собора. В 1841 г. при строительстве правого придела была обнаружена под землей келья Святителя Гурия, в которой он уединенно молился - небольшая комнатка с каменными стенами и каменным образом Спаса. Келья стала объектом паломничества. Вход в нее - через деревянные сени, и сейчас стоящие рядом с крыльцом правого придела.

Канонизированы также второй казанский епископ Герман (Полев), митрополит Гермоген, впоследствии патриарх. Казанский митрополит Ефрем венчал на царство новоизбранного царя Михаила Федоровича, а митрополит Адриан стал последним патриархом на Руси в XVII веке. В Благовещенском соборе хоронили епархиальных архиереев, умерших в Казани.

Собор посещали многие известные люди, бывавшие в Казани, в их числе А.Н. Радищев, А.С. Пушкин, С.В. Рахманинов, В.Г. Короленко, В.И. Немирович-Данченко и другие. В хоре собора неоднократно пел Ф.И. Шаляпин. Впечатления от собора отражены во множестве мемуаров и опубликованных писем. На службах в кафедральном соборе присутствовали Петр I, Екатерина II и все российские императоры после нее, почти все члены императорского дома, в том числе, в 1911 и 1913 гг. великая княгиня Елизавета Федоровна, ныне канонизированная.

Собор был закрыт в сентябре 1918 г. под тем предлогом, что Кремль был объявлен военным городком и все посторонние организации, прежде всего, религиозные, из него были выселены. Огромные ценности, накопившиеся в соборе, были разграблены, и установить их судьбу невозможно. В 1921 г. собор был вновь открыт и передан обновленцам, а в 1929 г. закрыт окончательно. До 1996 г. в соборе находились хранилище и другие подразделения республиканского архива, подвальные помещения, места захоронения архиереев были отданы под овощехранилище.

Казанский Кремль

Братский корпус

Дата постройки - середина XVII века. Архитектор неизвестен.

Здание Братского корпуса расположено рядом со зданием Спасо-Преображенского монастыря. Введенская церковь и Братский корпус остались единственным в Казани архитектурным ансамблем XVII века, выполненным в московском стиле.

Здесь располагались братские кельи и помещение казначейства.

Уникальность здания в его медной крыше. Именно этот материал широко использовался в древности для кровельных работ, а сейчас из-за высокой стоимости о нем начинают забывать.

Казанский Кремль

Воскресенская башня

Дата постройки - середина XVI века
Архитекторы - Постник Яковлев и Иван Ширяй

Воскресенская проездная башня по своему облику - крепостная. Башня оригинальная, не похожая на другие – низкая, кубическая, в плане близка к квадрату.

В период Казанского ханства на этом месте находилась деревянная проездная башня, упоминаемая в Писцовой книге 1566-1568 гг. как Елбугина (Водяная). В результате археологических исследований удалось установить, что две улицы, располагавшиеся на территории ханского двора (одна из них относится к золотоордынскому времени), вели к воротам башни.

В результате осады и штурма войсками под руководством Ивана IV Грозного в 1552 году башня сильно пострадала. 2 октября 1552 года Елбугины ворота были взяты полком князя Андрея Курбского.

Озабоченный возведением новой каменной крепости царь поручил эту работу выдающимся псковскими мастерам во главе с зодчими Иваном Ширяевым и Постником Яковлевым.

Вновь отстроенная из камня башня была, как и прежде, проездной, в верхнем этаже башни находилась надвратная церковь Воскресения Христова, откуда и произошло название башни. Церковную надстройку башня утратила в первой трети XIX в. До настоящего времени башня сохранились с существенными переделками.

Казанский Кремль

Губернаторский дворец

Дата постройки - 1845-1848 года.
Архитектор - А.И. Песке (по проекту К.А. Тона).

Губернаторский дворец был построен на месте, где ранее был расположен дворцовый ансамбль, а в 18 веке стоял обер-комендантский дом.

В состав ансамбля Губернаторского дворца входят также башня Сююмбике, фонтан у входа во дворец, Дворцовая церковь.

В настоящее время здесь размещается резиденция Президента Республики Татарстан.

В прежние времена Ханский двор производил грандиозное впечатление. Окруженный несколькими стенами на разных уровнях, комплекс состоял из монументального трехшатрового здания Ханского дворца, окруженного многочисленными павильонами, галереями и хозяйственными постройками.

Здесь же стояла Ханская мечеть с усыпальницами, а также другие каменные мечети и мавзолеи, каменные бани и караван-сараи. Ханская мечеть, два древних белокаменных мавзолея, каменные стены цитадели, а также деревянные дома, башни и ремесленные мастерские сохранились на территории Ханского двора в виде археологических остатков.

Несмотря на разрушения, постигшие Кремль после падения Казани, отдельные здания Ханского двора просуществовали еще полтора столетия; некоторые фрагменты этого комплекса органически влились в новейший облик северной оконечности Кремля.

Губернаторский дворец, который до 1917 года служил резиденцией казанского губернатора с помещениями императорских квартир, был построен в нынешнем виде в середине 19 века по проекту известного архитектора, автора храма Христа Спасителя в Москве К. А. Тона.

Здание, построенное в псевдовизантийском стиле, представляет собой двухэтажное с антресольным и подвальным этажами, кирпичное, строго симметричное по архитектурно-планировочному решению строение.

Центром главного фасада является ризалит, увенчанный фронтоном, представляющим из себя три килевидные арки. Горизонтально здание делится поэтажно, выделен самостоятельно каждый из этажей и цокольный этаж. Главный фасад имеет два выхода, которые представляют собой крыльцо на двух ордерных колоннах, делящихся пополам. Дверные проемы арочные. Первый и второй этажи здания разбиваются рядом ордерных пилястр и арочных оконных проемов с гирькой посередине. Ризалит на втором этаже акцентирован спаренными полуколоннами сложного ордера. В эклектичном декоре здания сочетаются формы русского классицизма (членение коринфским ордером, рустовка нижнего этажа, простая симметричная планировка), барокко (раскреповка антаблемента над пучками приставных колонн центрального выступа, разорванные фронтоны двух входных портиков и пр.), мусульманского (висячие гирьки между спаренными арками окон второго этажа) и древнерусского зодчества (килевидные полукружия над центральным выступом, фигурные опоры переходной арочной галереи).

Здание является свидетелем важных исторических событий: после Февральской революции 1917 года здесь некоторое время находился Казанский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В ночь с 25 на 26 октября 1917 после подавления контрреволюционного сопротивления в здании открылось заседание членов революционного штаба, на котором была провозглашена советская власть в Казани.

Казанский Кремль

Здание бывшей гауптвахты

Дата постройки - XIX век.
Архитектор неизвестен.

Здание бывшей гауптвахты находится в юго-восточной части крепости и примыкает с юга к комплексу Присутственных мест.

В 16-17 вв. эту территорию занимал Государев двор - место пребывания воеводы Казанского края. После образования Казанской губернии в 1708 году здесь были размещены губернаторский дом, губернаторская канцелярия, цейхгауз - склад военного имущества при губернской канцелярии, гауптвахта.

Нынешнее здание, справа от главного входа Кремля, построено в середине 19 века.
Трехэтажное здание имеет в плане Г-образную форму, параллельную очертанию юго-восточного угла кремлевских стен. Аскетичные фасады здания гауптвахты лишены декоративной обработки, имеют лишь большие прямоугольные проемы окон, простой карниз и невысокую скатную кровлю. Тем самым архитектура здания гармонирует со строгими формами самих кремлевских стен, служит благоприятным фоном для их верхней бойничной стенки, украшенной типичными для крепостного зодчества двурогими полукружиями или "ласточкиными хвостиками".

Здание гауптвахты было местом заключения видных партийных, военных и общественных работников Казани, когда в ночь с 6 на 7 августа 1918 г. Казань оказалась в руках белогвардейцев. Сотни активных борцов были схвачены, среди них - председатель Казанского губкома РКП(б) Яков Шейнкман, председатель Центральной мусульманской военной коллегии Мулланур Вахитов, руководитель бондюжских большевиков Гассар С.Н. комиссар юстиции Казани М.И.Межлаук, видный профсоюзный деятель А.П.Комлев и другие.

Казанский Кремль

Здание консистории

Дата простройки - конец XVIII века, рестарация - в 1815 году.

Сегодня в здании консистории располагается Академия наук Республики Татарстан.

Г-образное в плане здание бывшей консистории состоит из ряда разновременных частей. Наиболее древняя восточная часть его стоит на остатках древней белокаменной оборонительной стены, фрагмент которой, примыкающий к Консисторской башне с севера, можно видеть и сегодня.

На ней надстроена кирпичная русская стена 16-17 вв. с бойницами, использующаяся как западная стена Консистории.
В этой части здания прослеживаются металлические связи древнего подвального помещения, вероятно, 17-18 вв.
Казанская духовная консистория, как вспомогательный орган епархиального управления при архиерее была создана в 1739 году.

Членами консистории были священники, но основной персонал составляли чиновники в классных чинах. Фактически консистории были государственными органами по управлению православной церковью и играли в жизни епархии даже более важную роль, чем архиереи.

Западное крыло здания представляет собой типичный образец русского классицизма середины 19 века.

Казанский Кремль

Здания присутственных мест

Дата постройки - конец XVIII - середина XIX вв.
Архитектор - Кафтырев В.И.

Здание присутственных мест представляет собой двухэтажный и частично трехэтажный протяженный корпус с подвальным этажом, состоящий из ряда разновременных построек. Наиболее раннее из них — здание бывшей консистории (конец XVIII в.), тесно связанное со зданием бывшей губернской канцелярии (начало XIX в.).

Строительство дома наместника и Присутственных мест было закончено в 1783 году. Без существенных переделок до наших дней сохранил свой изначальный вид лишь дворовый фасад этого здания (главный значительно искажен).

Проект каменной губернской канцелярии составлен архитектором В.И.Кафтыревым, который в 1767 году был направлен сенатом в Казань. В распоряжении наместника оказался двухэтажный с антресолями дом в 15 окон по главному фасаду с перпендикулярно к нему расположенным крылом (южное крыло нынешнего здания Присутственных мест). Здесь размещались канцелярии официальных приемов и жилые комнаты семьи наместника. Центральный зал на втором этаже с хорами для музыкантов, опирающимися на колонны в обоих его торцах, был самым нарядным и именовался тронным.
В залах губернаторского дома в честь Павла I, посетившего Казань в 1798 году, был устроен бал, на котором кроме «высшего» русского общества присутствовало богатое татарское купечество с женами и дочерьми, а также представители мусульманского духовенства, в том числе сам муфтий.

Казанский Кремль

Комплекс бывшего Спасо-Преображенского монастыря

Дата постройки - 1557 год.
Архитекторы - Постник Яковлев и Иван Ширяй.

Комплекс Спасо-Преображенского монастыря расположен в юго-восточной части Кремля, рядом со Спасской башней. На территории монастыря осуществляются реставрационные работы, по окончании которых будет открыт музей.

Начало строительства относится к 1557. Монастырь был центром миссионерской деятельности в крае, а также местом захоронения местных святителей и наиболее почитаемых и знатных людей в Казани. В состав комплекса монастыря входят архитектурно-археологические фрагменты Спасо-Преображенского собора, церковь Николы Ратного,Братский корпус Пещерка Спасо-Преображенского монастыря.

Архитектурно-археологические остатки Преображенского собора расположены в центре комплекса. Собор монастыря был построен в 1595-1601 гг. Это был белокаменный шестистолпный трехапсидный храм, с пятью главами, размерами и художественными качествами не уступавший Благовещенскому собору. Преображенский собор разрушен в середине 1920-х гг. одним из первых в период борьбы с религией. До настоящего времени дошел цокольный этаж (подклет) собора с перекрытиями. Стены подклета сложены из белого камня, блоки гладко отесаны и плотно пригнаны друг к другу. Сводчатые перекрытия также белокаменные, опираются на стены и два ряда квадратных столбов.

Церковь Николая Чудотворца расположена с западной стороны Спасо-Преображенского собора, примыкает к западной стене Кремля. Церковь построена около 1558. Первоначально это были белокаменные двухэтажные трапезные палаты с церковью: прямоугольное в плане двухэтажное здание, с одностолпной трапезной палатой на втором ярусе и аналогичным помещением хлебни на первом. С востока к трапезной палате примыкала церковь с полукруглой апсидой. В XVII веке второй этаж перестроен в кирпиче, перекрыт коробовым сводом; с севера к трапезной пристроены покои настоятеля. В 1815 церковь перестроена по проекту архитектора А. Шмидта.

Здание Г-образное в плане, двухэтажное, состоит из двух разновременных объемов - храма с трапезной и покоев настоятеля. Подклет сохранился с XVI века, сложен из белого камня, со сводчатым одностолпным помещением под трапезной и перекрытым коробовым сводом подцерковьем. Объем храма с трапезной - прямоугольный в плане, с асимметрично расположенной апсидой. Покои настоятеля примыкают к трапезной с севера. Западная стена опирается на боевой ход прясла 2-3, между Юго-Западной и Преображенской башнями Кремля. Храмовую часть завершает четверик, перекрытый единой со всем зданием кровлей. Купол, завершавший четверик, утрачен в советское время. Первоначальная декоративная отделка фасадов подклета на сохранилась, окна фасадов второго яруса украшены полукруглыми сандриками с изображением креста (XIX в.).

Братский корпус расположен к северо-востоку от Спасо-Преображенского собора, примыкает к ограде монастыря. Корпус келий построен в 1670, в XVIII в. к нему пристроен казначейский дом, в 1892 пристроена галерея.

Здание двух-трехэтажное, кирпичное, Г-образное в плане, имеет четкую продольную ориентацию с востока на запад. Ряд квадратных в плане сводчатых келий объединен крытой кирпичной галереей. Трехэтажный объем казначейского дома, расположенный с западной стороны, включает в себя часть древней монастырской ограды. Фасады украшены наличниками арочных окон и декоративными поясками и карнизами.

Пещерка Спасо-Преображенского монастыря находится у алтарной стены Спасо-Преображенского собора. Сооружена в 1596 г. и служила местом захоронения Казанских чудотворцев. Представляет собой каменную клеть, перекрытую сводом, расположенную ниже современного уровня земли.

Монастырь многократно горел, но самым разрушительным для него стало послереволюционное время. Сейчас на территории монастыря осуществляются реставрационные работы, по окончании которых будет открыт музей.

Казанский Кремль

Консисторская круглая башня

Дата постройки - конец XVI века.

Башня построена местными мастерами во второй строительный период Кремля, когда оставшиеся деревянные стены и башни были заменены каменными в сочетании с кирпичом.

Свое название башня получила в 18 веке от здания бывшей Консистории (управление Казанской епархии), против которого она расположена. Имея три яруса бойниц, приспособленных для обстрела вдоль прилегающих стен, башня была важным военно-оборонительным объектом восточной части Кремля.

Круглая в плане, четырехъярусная башня имеет на первом ярусе кирпичный свод и арочный проем, выходящий на внутреннюю территорию Кремля. Второй ярус имеет два арочных проема, выходящих на примыкающие боевые ходы прясел. Круглые бойницы на третьем и втором ярусах обрамлены кирпичными профилированными наличниками. Между третьими и четвертыми ярусами проходят две кирпичные профилированные тяги из валиков и полочек. Фундамент и первые два яруса выложены из белого камня, третий и четвертый - из большемерного кирпича. Высота башни 23 м, наружный диаметр - 14 м..

В 18 веке башня потеряла свое боевое значение и служила тюрьмой. Предполагают, что в первой половине 18 века башня была надстроена. Со временем был утрачен деревянный шатер, переделан верх башни (заложены верхние проемы между зубцами, сделан карниз на месте "ласточкиных хвостов", установлено металлическое пологое покрытие), заложено большинство круглых бойниц, стены башни оштукатурены.

В 1980 году башне восстановили деревянный шатер.

Казанский Кремль

Манеж

Дата постройки - XIX век

Здание манежа было построено в восточной части Кремля в XIX веке и имело самое непосредственное отношение к военной части, располагавшейся здесь же.

Манеж предназначался для обкатки лошадей и обучения верховой езде.
Перед празднованием тысячелетия города в 2005 году экстерьер здания был отреставрирован.

Казанский Кремль

Мечеть Кул Шариф

Дата постройки: 1996-2005 года
Архитекторы - Ш. Латыпов, И, Сайфуллин, А. Саттаров, М. Сафронов

Новая мечеть Кул-Шариф расположена в западной части Кремлевского комплекса, во дворе бывшего Юнкерского училища. Ориентация мечети на Мекку была определена с точностью до сотой доли секунды через спутник.

В процессе проектирования родилось новое архитектурно-художественное решение мечети (архитекторы И. Сайфуллин и С. Шакуров) при сохранении общей композиции комплекса, однако при этом изменился художественный образ всего ансамбля, в него был заложен ряд смысловых элементов, приблизивших архитектуру мечети к местным традициям.

Сакральное пространство мечети ограничено стенами Кремля и бывшего Юнкерского училища. Границы площади закрепляются павильонами-"мавзолеями", дополняющими мемориальный образ комплекса.

Кроме задачи реабилитации утраченной градостроительной и композиционной целостности кремлевского ансамбля, ее архитектура призвана символизировать собою мирное сосуществование двух главных конфессий Татарстана: мусульманской и православной.

Основные идеи, заложенные в художественный образ мечети: возрождение государственности, мемориальность, память о защитниках Отечества.

Купольное здание с четырьмя минаретами по углам, - центр всей композиции, - символически воссоздает разрушенную много веков назад аль-Кабир города Булгар, древний символ поволжского Ислама. Кроме того, в многоминаретности нашла свое отражение легенда о восьмибашенной мечети XVI века Кул-Шариф; купол декорирован формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями "Казанской шапки" - короны Казанских ханов, увезенной в Москву после падения Казани и экспонирующейся ныне в Оружейной палате.

Другим условием, заложенным в проектное задание мечети, было отражение архитектурными средствами тысячелетней традиции исламского зодчества татар. Именно эта тема читается в переплетающихся конструкциях стрельчатых арок, которые подчеркивают родство с каркасными конструкциями юрт, - первых мобильных мечетей кочевых тюрок. Элементом художественного образа, органично вплетающимся в архитектуру здания, стал древнебулгарский знак возрождения и процветания - тюльпан.

Своим появлением это здание изменило не только градостроительную композицию Кремля и художественный образ всего исторического центра Казани, но и обозначило поворот в сознании жителей Татарстана.

Новая мечеть Кул-Шариф - это не просто мечеть, и даже - не просто главная мечеть Казани и государства. Это новый символ Казани и Татарстана, притягательный центр для всех татар в мире.

Комплекс мечети Кул-Шариф не столько культовый, сколько культурно-просветительский и научный: в состав его помещений включен Музей Ислама (вход в музей бесплатный, по понедельникам музей не работает).

Местоположение древней мечети Кул-Шариф точно не установлено: можно лишь предположить, что стояла она в районе рва Тазик.

По мнению С.С.Айдарова, мечеть примыкала к ограде Ханского двора изнутри с южной стороны (в районе Консисторского спуска). Согласно гипотезе Н.Халита, мечеть размещалась либо в районе теперешнего корпуса №9 в Казанском Кремле, либо она была переделана русскими в церковь Дмитрия Солунского (на месте современной котельной) у Дмитровских ворот Кремля.

Согласно гипотезе Н.Халита, мечеть Кул-Шариф - была мечеть-медресе османского типа школы Ходжа Синана выстроенная местными (а может быть, крымскими или турецкими) мастерами с ориентацией на османскую школу зодчества. Это могло быть высокое здание, купольной композиции, окруженное четырьмя высокими минаретами по углам всего комплекса и четырьмя башенками над углами основного объема. Вокруг основания купола возвышались небольшие башенки, сдерживавшие распор купола, числом ориентировочно от 8 до 16. Минареты могли иметь утяжеленные, "булгарские" пропорции; завершающие элементы здания могли иметь луковичные маковки разнообразной формы.

Археологические исследования 1997-98 гг. вскрыли основание обширного комплекса построек, в том числе двухэтажного каменного здания времен ханской Казани, перестроенное впоследствии под Архиерейский дом. Можно предположить, что это и были остатки комплекса мусульманского религиозно-просветительского центра сеида Кул-Шарифа, переданного после захвата Казани русскими под подворье казанского архиерея.

Образ легендарной 8-минаретной мечети оказался настолько сильным в памяти татарского народа, что по прошествии почти пяти столетий она вновь была воссоздана.

Казанский Кремль

Падающая башня Сююмбике

Дата постройки: вторая половина XVII века
Архитектор: неизвестен

Башня Сююмбике, входящая ныне в комплекс Губернаторского Дворца, — это историческая жемчужина Казанского Кремля и архитектурная эмблема Казани.

Башня представляет собой семиярусное строение, выполненное из красного кирпича. Высота ее составляет 58 метров, а крен – 1,98 метра. Башня Сююмбике — это одна из падающих башен мира.

По легенде название башни связано с именем казанской царицы Сююмбике — дочери ногайского мурзы Юсуфа и жены трех последних казанских царей: Джан-Али, Сафа-Гирея и Шах-Али. Она была привезена в Казань в 1532 г. и здесь находилась до 1551 г. когда вместе с малолетним сыном Утямыш-Гиреем была отправлена в Москву. По описанию очевидцев, «народ казанский с большой скорбью проводил царицу», мечеть же, где был погребен оплакиваемый ею муж Сафа-Гирей, была названа мечетью Сююмбике. Возможно, остатки мечети находились рядом с позднее построенной башней, на которую традиционно и перешло название.

Есть и более поэтические легенды о названии башни. Одна из них гласит, что Иван Грозный, услышав о красоте и обаянии казанской царицы Сююмбике, прислал в Казань послов с предложением ей стать московской царицей. Но гордая Сююмбике отвергла царскую руку. Разгневанный царь пришел с огромным войском под город, осадил его. Тогда красавица согласилась выйти замуж, но в качестве свадебного подарка попросила построить за семь дней в Казани самую высокую башню. Началось спешное строительство — в первый день построили первый, самый большой по размерам, ярус, во второй день — второй и т. д. Наконец, к исходу седьмого дня башня была построена и начался свадебный пир. Сююмбике попросила разрешение подняться на самый верх башни, чтобы обозреть город и попрощаться с его горожанами. Когда царица поднялась на башню, то, не имея сил расстаться со ставшим ей близким и родным городом, она бросилась вниз, на острые камни. Народ в память о последней казанской царице назвал башню ее именем.

До сих пор о происхождении башни ведутся споры. Записей в русских и казанских хрониках о строительстве этого очень дорогого здания неопределенного назначения не сохранилось совсем.

По одной из гипотез, башня была построена по итальянскому проекту в 1487-90 годах в честь заключения вечного мира между ханом Мухаммад Эмином и великим князем Иваном Третьим. В результате этого мирного соглашения Великое княжество Московское навсегда перестало быть данником Казанского ханства. Сохранение башни в пределах Казанского Кремля в этих обстоятельствах представлялось бы Ивану Грозному символом политической преемственности московского протектората надо всем Казанским краем. К тому же, размер кирпича, из которого возведена башня, не отвечает русским стандартам, которые были введены при царе Борисе Годунове на рубеже XVI — XVII веков, но при этом совпадает с размерами итальянского кирпича, впервые изготовленного на Руси строителем Московского Кремля Аристотелем Фиораванти.

Башня Казанского вокзала в Москве более или менее точно воспроизводит башню Сююмбике, что, очевидно, по замыслу архитектора, должно было указывать направление железной дороги.

Нижние три яруса башни - прямоугольной формы. Они завершаются открытыми круговыми террасами и невысокими парапетами по краям. Первый ярус, занимающий площадь в 140 кв. м, имеет проездные ворота. Интересно оформление его лицевых стен колоннами, завершенными, как и в булгарских постройках, капителями в виде консолей-сталактитов. Четыре верхних этажа восьмигранные, причем шестой имеет характер усеченного шатрового покрытия, завершенного также восьмигранной дозорной вышкой-фонарем. Последняя напоминает завершения татарских мечетей как каменных, так и деревянных. Ближайшие аналогии мы можем наблюдать в Боровицкой башне Московского кремля, построенной в XVII в. и являвшейся, как и башня Сююмбике, дозорной вышкой. Археологические исследования, проведенные в районе фундамента башни, показали, что он заложен уже в русском слое. Поэтому время сооружения этого великолепного здания надо отнести к XVII в. может быть, к 1645 г. как об этом писал татарский просветитель Каюм Насыри. Вместе с тем указанные булгаро-татарские параллели дают основание полагать участие в его строительстве и татарских мастеров.

Памятники

Азимовская мечеть Казани

Азимовская мечеть является памятником татарской религии с типично татарской культовой архитектурой, а также давно полюбившейся достопримечательностью среди туристов со всего мира. Сейчас мечеть является объектом мусульманской общины. Максимальная высота ее минарета составляет 50 метров.

Здание Азимовской мечети

Большинство специалистов Казани признают мечеть лучшей в городе по красоте архитектуры. Мечеть является двухзальной с минаретом, который начинается от земли, а не от крыши основного здания, как это принято в большинстве мечетей.

История Азимовской мечети

Изначально на месте Азимовской мечети стояла деревянная непримечательная, но действующая мусульманская мечеть без минарета, построенная в 1804 году. А в период с 1887 по 1890 гг. была воздвигнута каменная мечеть на средства известного в то время купца Азимова Муртазы. Однако, уже в 1930-х гг. по причине антирелигиозной государственной политики она стала недействующей, что продлилось до 1992 года, когда Азимовская мечеть была отреставрирована и вновь открыта.

Зилантов монастырь Казани

Зилантов Свято-Успенский женский монастырь расположился на одноименной горе неподалеку от Казанского Кремля. Название монастыря происходит собственно от названия горы, а название горы - от дракона Зиланта (тат. - Җилан) - героя татарской национальной мифологии, изображение которого расположено ныне на казанском гербе и флаге. Сейчас монастырь принадлежит Казанской епархии.

История Зилантова монастыря

Достоверно известно, что Зилантов монастырь был основан 15 октября 1552 года Иваном Грозным практически сразу после взятия им города Казани. Вот только стоял он не на вершине горы, а почти у подножия. Вся неблагонадежность такого расположения показала себя уже в 1559 году, когда течение Волги частично разрушило стены монастыря. После этого было принято решение перенести монастырь на самую вершину Зилантовой горы.

Еще одно трагическое событие в истории монастыря произошло в 1918 году, когда 10 монахов тогда уже мужского монастыря были расстреляны по непонятным обвинениям. Позже большинство зданий Зилантова монастыря были разрушены, а затем восстановлены. Только в 1918 году после передачи монастыря Казанской епархии монастырь стал вновь действующим.

Сейчас в монастыре ведется роспись храмов.

Легенды о Зиланте

Сегодня существует несколько легенд в отношении дракона Зиланта, и ни одна из них не является приоритетной. При этом, одни легенды описывают существо как доброе, другие - как злое.

Согласно наиболее популярной легенде, у одного казанца была пасека за Зилантовой горой. Также у него была очень красивая дочь. Ее вскоре выдали замуж. Как-то она пошла набрать воды в реке Казанке. Но ей было чрезвычайно сложно добираться до реки, поэтому она посоветовала хану Галим-беку основать город около Зилантовой горы. Но здесь обитало множество змей, из-за чего приказал хан зимой сложить солому и сухие ветки на гору, а весной, когда змеи проснулись и выползли из-под земли, солому подожгли, вследствие чего все змеи, кроме одной, сгорели.

А эта, оставшаяся в живых змея, убила богатыря - поджигателя соломы и в течение долгого времени мстила жителям Казани.

    1.Собор Всех Святых (Успения Пресвятой Богородицы )
    2. Собор Троицы Живоначальной
    3. Церковь Св. Равноапостольного князя Владимира
    4. Церковь св.мчч.Адриана и Наталии
    5. Надвратная Колокольня (2004 г.) с церковью Михаила Архангела
    6. Малая Колокольня ( 2000 - 2001 гг. )

Другие постройки монастыря:

    7. Настоятельский корпус ( 1808 г.)
    8. Монастырская постройка.
    9. Монастырская постройка.
    10.Монастырская постройка.
    11.Ограда.
    12.Хозяйственные ворота.
    13.Поклонный крест.

Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани уже в 1552 году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски - Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе.

Именно Зилант изображен на гербе Казани. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), много жилых и хозяйственных построек. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году.

В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (ум. 1642), выходец из Украины, он был снят с кафедры и сослан по обвинению в ереси. Однако через десять лет, при патриархе Никоне, его взгляды были приняты церковью. Могила Иосифа, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась.

В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года - Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) - ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии. В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята белочехами, и на Зилантовой горе (как на господствующей) были установлены орудия (против воли монашествующих). 10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань. В город ворвались красные войска. Десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы. в 1998 году комплекс Зилантова монастыря был передан Казанской епархии. Здесь разместилась женская монашеская община. В настоящее время трудами ктитора обители Натальи Владимировны Девятых, генерального директора акционерного комерческого банка "Заречье", восстановлен внешний фасад и главки храма Всех Святых и настоятельский корпус с домовой церквью, построена занова колокольня, церковь св. равноап. кн. Владимира и Троицкий собор.

(Журавский А.В. Липаков Е.В. Православные храмы Татарстана. - Казань, 2000.)

Рекомендуем ознакомится: http://kazan2013universiade.mirtesen.ru