Ижевский пруд
Ижевский пруд (водохранилище) создан в 1760 году для нужд железоделательного завода. Наполнение водохранилища было завершено к началу 1763 года. В настоящее время его основным назначением является хозяйственно - питьевое и промышленное водоснабжение г.Ижевска.
Эксплуатация водного объекта и гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с Основными положениями правил эксплуатации водных ресурсов Ижевского водохранилища на реке Иж. утвержденных министерством мелиорации и водного хозяйства РСФСР 7 октября 1971 года.
Ижевский пруд - водный объект, находящийся в собственности Российской Федерации. Представителем собственника на территории Удмуртской Республики является Отдел водных ресурсов по УР Камского БВУ.
Главным источником питания Ижевского пруда является река Иж.
Площадь водосборного бассейна р.Иж от истока до плотины пруда - 1640 км2
Характер питания - преимущественно снеговой (60 - 65% от годового стока), а так же дождевой и грунтовый (35 - 40%). Объем стока 50% обеспеченности в целом за год составляет 280 млн. м3, за половодье (апрель - первая половина мая) - 182 млн. м3.
Ледовый покров на водоеме устанавливается в среднем 15 ноября (крайние сроки - от 10 до 30 ноября).
Толщина льда около 70 см, максимальная - до 1 метра.
Полное очищение пруда от льда происходит обычно к 1 мая (крайние сроки - от 15 апреля до 10 мая).
Среднегодовой объем водозабора из Ижевского водохранилища на хозяйственно - питьевое и промышленное водоснабжение составляет 65 - 70 млн. м3.
Примерно половину этого объема забирает МУП Ижводоканал на хозяйственно - питьевые нужды населения города.
Другие крупные водопотребители - ОАО Ижсталь. ТЭЦ-1 ОАО Удмуртэнерго. ОАО Ижмаш .
Суммарный годовой сброс сточных вод в пруд колеблется в пределах 6 млн. м3, большая часть которого относится к категории недостаточно очищенных сточных вод.
Основные предприятия - загрязнители: ТЭЦ-1 ОАО Удмуртэнерго. ОАО Ижевский мотозавод. МУП Ижводоканал .
Ижевский пруд - крупнейшая городская зона рекреации. По оценкам специалистов, при соответствующем благоустройстве акватории пруда и прилегающей к нему территории, возможно, без существенного ущерба для окружающей среды, обеспечение полноценного летнего и зимнего отдыха до 80 - 100 тыс. человек в год.
Основные водные артерии, проходящие через город - это река Иж, Позимь и ряд малых рек и ручьёв, не имеющих существенного хозяйственного значения
Историческая справка о плотине Ижевского пруда
1. Выбор места для плотины
15 сентября 1757 года граф П.И. Шувалов получил разрешение от императрицы Елизаветы Петровны на постройку в Прикамье (пока ещё без указания там конкретных мест) трёх железоделательных заводов общей мощностью на 38 молотов.Первый завод был основан в 1759 году на реке Вотке, третий так и не появился, а основание второго, что на реке Иж, П.И. Шувалов доверил асессору Кушвинского завода, опытному горному инженеру, чиновнику восьмого класса А.С. Москвину. В важнейшем деле выбора места под плотину асессору помогал управитель геодезии, поручик Казанского горного начальства И. Куроедов. Их выбор пал на место близ слияния Ижа и Ягула (Подборенки).
Расстояние между холмистым берегом и возвышенностью на правом, низменном берегу, так необходимой для надёжной плотины, оказалось здесь меньше, чем в других, уже объезженных этими специалистами местах по Ижу.
Ижевская плотина расположилась по оси западо - восток, став главной градостроительной осью Ижевска. Именно эта ось определила характер всех его основных архитектурных ансамблей.
2. Строительство и эксплуатация плотины в 1760-1807 гг.
На весь комплекс работ по основанию Ижевского железоделательного завода П.И. Шувалов успел истратить 14500 рублей. Большая часть этих средств, разумеется, ушла на возведение самого крупного и трудоёмкого сооружения в истории Ижевска - плотины.
Строительство началось 10 апреля 1760 года, что и стало общепризнанной, точной датой основания Ижевска. Без плотины не было бы завода, а без завода - города. Характерен утвердившийся позже термин "город-завод".Уже в апреле на заливном лугу у Ижа по линиям, размеченным Москвиным и Куроедовым, были прокопаны четыре первых траншеи глубиной и шириной 1 сажень. В мае их "тугою глиняной набойкой набили". Красную глину брали в Копанях, что не далее полуверсты. За три лета крестьянами было свезено к Ижу 13159 кубических саженей глины, т.е. не меньше 60 тысяч тонн.
Каркас плотины сколачивался из толстых сосновых и дубовых брёвен. Их стягивали железными полосами, болтами и обручами. Пустоты набивали слоями глины и хвои.
Уже к июню 1760 года в теле не вполне законченной плотины всё же срубили два прореза для спуска паводка и рабочий ларь к водяным колёсам. Однако полномасштабного накопления "рабочей" воды тогда ещё не произошло. Не было завершено и всё сложное гидроэнергетическое хозяйство, входящее в ансамбль плотины.
Замыслы же А.С. Москвина были таковы: "По состоянию в реке Иж воды на всём оном заводе можно всегда в безостановочном действии иметь 20 действующих молотов, якорные горны и пильную мельницу.Только в июне 1763 года всё было закончено, ансамбль плотины сложился, запас воды скопился - и поэтому были впервые подняты заслонки ларей. Воды Ижа начали приводить в действие пять первых кричных молотов.
Общая длина плотины (с насыпью по низменному берегу) составляла тогда 280, а высота 4 сажени. Периодически эти размеры увеличивались, т.к. плотину подсыпали и укрепляли. Именно она и в XVIII, и в XIX веке оставалась наиболее технически сложным элементом общего заводского комплекса.Но следует признать, что настоящее "второе рождение" плотины произошло только в связи с основанием здесь оружейного производства (1807 г.) и передачей завода из горного ведомства в военное (1809 г.).
3. Перестройка и эксплуатация плотины в 1807-1917 гг.
10 июня 1807 года А.Ф. Дерябин основал на базе захиревшего Ижевского железоделательного завода новый завод - оружейный. Он должен был стать самым мощным и современным по технологии оружейным заводом России. Данное обстоятельство обусловило необходимость радикальной модернизации плотины, в том числе увеличения её массы и обновления всего гидроэнергетического хозяйства.
По общему объёму финансирования этот строительный комплекс оказался соразмерен с грандиозным производственным корпусом, увенчанным башней и сооружённым в те же годы на участке вдоль, южного, "сухого" откоса плотины.Самые первые масштабные работы по реконструкции плотины начали проектировать с лета 1815 года. К ним оказались привлечены лучшие силы - в том числе выдающийся зодчий, ученик и помощник великого А.Д. Захарова, С.Е. Дудин.
9 июня 1815 года на особом заседании Ижевской оружейной конторы, члены её, обязавшись быть «внимательными к пользам Короны», «постановили рассмотреть, в каком положении находится заводская плотина, яко главнейшее заводское строение, на котором основывается вся целостность завода, достаточно ли действующей воды в пруде на предполагаемое число водяных машин и соблюдутся ли все правила заводские, какие должны быть сохраняемы в течении целого года в безостановочном действии означенных машин».
С тревогой отмечалось также, что «деревянное укрепление берега плотины пришло в гнилость» от «воздушных непогод» и «сильных ветров, происходящих со стороны пруда».Соответственно С.Е. Дудин разработал сметы на «расширение и повышение плотины» (на 43 039 рублей 60 копеек) и «укрепление берегов» (на 8 248 рублей 70 копеек).Сумма была довольно крупная, поэтому расходы осуществляли поэтапно. Работы, произведённые на плотине в 1816 году, обошлись казне только в 24 157 рублей 87 копейки.В два последующих года работы по расширению и поднятию плотины активно продолжались по тому же, дудинскому проекту. Окончательное завершение работ датируется 7 июня 1824 года, о чём говорит "Свидетельство": «Произведено под смотрением и наблюдением архитектора 8-го класса Дудина расширение и возвышение заводской плотины, укрепление берега и перестройка старого ларевого прореза. - произведённого прочно из назначенных по смете материалов».
Начиная с 1885 года, когда был предпринят очередной капитальный ремонт гидротехнических сооружений, проезд телег и карет по плотине был запрещён сначала временно, а затем и надолго.
Значение имело ещё и то, что завод в 1884 году вернулся из арендно - коммерческого управления в военное ведомство. Военные строгости казались жизненно необходимыми. Сторожа у шлагбаумов не пропускали на плотину не только частный транспорт, но также всех тех, кто явно не был мастеровым, офицером или чиновником.Строгости усилились с началом в 1914 году первой мировой войны. Заводские власти признавали: «Если плотина будет взорвана, то завод совершенно прекратит своё существование, т.к. хлынувшей водой будет всё снесено». Это вызвало «экстренные меры охраны плотины» и новую систему пропусков.
4. Перестройка и эксплуатация плотины в 1918-1999 гг.
В годы гражданской войны Ижевский оружейный завод привлекал к себе повышенное внимание обеих противоборствующих сил: Красной армии и Народной армии (из местных повстанцев против большевиков), а также пришедшей на смену последней армии Колчака. Всегда, кто бы ни контролировал завод, ограничивались хождения по плотине и предпринимались меры по ликвидации некоего её "минирования".
Конкретных упоминаний о какой-либо реальной акции минирования, тем не менее, обнаружить не удалось. Судя по всему всё это страхи из области заводского фольклора. Как бы то ни было, показательна сама озабоченность ижевцев судьбой этого всё ещё важ-нейшего объекта.Однако постепенно он утрачивал производственное значение. В 1920-е и 1930-е годы практически никаких мер по укреплению плотины не предпринималось. Естественно, водяные колёса и даже турбины исчезли уже в годы НЭПа. Электродвигатели окончательно вытеснили старую технику. Рабочие прорезы использовались уже только для подвода технической воды.
В летние месяцы 1954-1957 и 1963-1966 годов силами строительного подразделения машиностроительного завода была произведена реконструкция водосливов. Деревянные лотки тогда заменили железобетонными, а размытые более чем за полвека пустоты засыпали щебнем.
Прежнее свайное основание не удаляли, что вообще прежде никогда не делалось, в том числе, судя по сметам, и в дореволюционный период.
В 1983-1984 годах тело плотины было расширено вдвое. В январе 1984 года завершилась отсыпка грунта, но благоустройство продолжалось затем ещё ряд лет, не закончившись в полной мере по сей день.
По материалам книги "Ижевский пруд", издательство Удмуртский университет. Ижевск, 2001 год, по заказу Администрации г.Ижевска.
Рекомендуем ознакомится: http://www.izh.ru