Часовня-ротода во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио (Темпьетто)
Всеобщая история архитектуры, том 5
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков
Эпоха Возрождения
1967г. Москва
В центрическом здании, симметричном относительно вертикальной оси, архитекторы эпохи Возрождения видели идеальный образ античного храма, символически связанный с представлениями о божественном начале, совершенстве и гармонии. Однако увлечение чистой формой вступало в противоречие с практикой богослужения, в ходе которого служители церкви и прихожане должны быть отделены друг от друга. Соединить античное совершенство и требования христианства можно было в часовнях, посвященных памяти святых мучеников. К ним относится часовня-ротонда Темпьетто («храмик») в монастыре Сан-Пьетро ин Монторио, построенная в Риме на месте мученической смерти апостола Петра. Небольшое здание увенчано полукруглый купол. Внутри целы (полого цилиндра) находится святилище, а снаружи храм окружен перистилем (внешней колоннадой). Высота целы равна радиусу перистиля. Цилиндр окружают 16 дорический колонн, пропорции которых в точности соответствуют античным образцам. Идеальное равновесие всех частей здания, совершенство форм и пропорций создают дух гармонии и единства.
Темпьетто построен на месте распятия апостола Петра, одного из двенадцати учеников Христа. В крипете под храмом находится отверстие: по преданию, оно было оставлено крестом, на котором апостол принял мученическую смерть.
Неустанно изучая античное наследие, Браманте работал над совершенствованием пропорций архитектурного сооружения. В 1506 году он получил заказ на строительство собора Св. Петра в Риме и применил свои открытия при проектировании огромного здания.
Архитектура ротонды Браманте
- План. Темпьетто стоит посреди маленького двора в монастыре Сан-Пьетро ин Монторио на Яникульском холме. Браманте собирался полностью изменить архитектуры двора, организовав его в форме концентрических кругов, повторяющих композиционную основу храма.
- Двор монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Часовня, зажатая в небольшом пространстве монастырского дворика, поражает монументальным величием, хотя ее диаметр составляет всего 4,5 метра. Чтобы оценить красоту Темпьетто, надо найти определенную точку зрения. Этим часовня похожа на античные храмы.
- Купол. Простые формы купола, укрепленного широкими ребрами, стали образцом для собора Св. Петра в Риме.
- Ниши. Оформление ниш в верхней части барабана продолжает традицию античного зодчества украшать здания скульптурой.
- Композиционная гармония. Знание законов перспективы и внимательное изучение памятников античности подтолкнуло Браманте к опытам с пропорциями и элементами ордерной системы. Находки художника значительно повлияли на развитие искусства Высокого Возрождения. Стремление к композиционной гармонии было шагом вперед – мастера Раннего Возрождения ограничивались лишь прямыми заимствованиями из классических памятников.
- Фриз. Фриз храма повторяет фриз дорического ордера. Триглифы, прямоугольные плиты с тремя вертикальными желобками, размещены над колоннами и между ними. Они чередуются с метопами, которые украшены рельефами.
- Цела. Внутренний диаметр цилиндра составляет 4,5 метра. Мастер искусно изменял пропорции частей здания, сообразуясь с его реальными размерами, что позволило максимально уменьшить элементы классического ордера, не нарушая его законов.
- Рельефы фриза. Браманте украсил фриз Темпьетто рельефами, изображающими атрибуты св. Петра и символы литургии. Образцом для художника служили античные рельефы, найденные в древних храмах.
- Тосканский ордер. Простые и мощные колонны тосканского ордера – римский вариант классического дорического ордера. Распространенного в Древней Греции.
- Колонны. Гранитные колонны, точные копии античных, с характерными для тосканского ордера беломраморными базами и капителями придают часовне величественную строгостью и мужественностью.
Подробнее об особенностях Темпьетто
Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ
Часовня-ротонда во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, известная под названием Темпьетто, — первое римское произведение церковного зодчества Браманте. Это миниатюрное сооружение послужило как бы «манифестом» эпохи высокого Ренессанса, где ясно выражена центрально-купольная система.
Капелла Пацци Брунеллески. его же сакристия церкви Сан-Лоренцо представляют собой определенные этапы на пути к освоению идеи симметричного, центрально-осевого купольного сооружения. Темпьетто первая законченно-монументальная постройка архитектуры эпохи Чинквеченто. В ней — предельная простота композиции: небольшой ступенчатый стилобат, круглый корпус церкви с опоясывающим его портиком из шестнадцати дорических колонок и купол-полусфера — вот основные составляющие здания. Декоративные элементы также весьма ограничены, однако в совокупности достигнут необычайный пространственный эффект. Сооружение настолько монолитно и органично, что кажется ни один элемент его не может быть изъят. В нем нет главных и второстепенных деталей — все они водинаковой степени взаимозависят от целого и одна от другой.
Соотношения основных масс и отдельных архитектурных частей ясны и четки. Удачно найденные пропорции и совершенство равновесия частей способствуют достижению эффекта монументальности.
Основной прием Браманте, подобно приему, примененному им при возведении церкви Сан-Сатиро и Санта-Мария делле Грацие. состоит в наращивании отдельных архитектурных масс вокруг одной вертикальной оси, что способствует максимальному выявлению центрального построения композиции. Все сооружение представляет собой как бы ступенчатую пирамиду — от основания здания до венчающего его креста. Прием этот классичен. Он лежит в основе целого ряда античных сооружений; им же, между прочим, объясняется и исключительная монументальность египетских пирамид.
Рекомендуем ознакомится: http://kannelura.info