Стена Аврелиана в Древнем Риме
Стена Аврелиана (Mura Aureliane) — последняя из трёх великих крепостных укреплений (после стены Ромула и Сервиевой), призванных защищать Рим. Грандиозное сооружение длиной в 19 км было возведено в 271-275 годах нашей эры. Большая часть сооружений дошла до наших дней и является одной из значимых достопримечательностей Рима .
История
Растущая столица процветающей империи больше не могла вмещаться в окружении Сервиевой стены (лат. Murus Servii Tullii). Варвары, бесчинствующие в северных районах страны, в 270 году попытались стать хозяевами в Риме, потому император Аврелиан, успешный в завоеваниях и политике, распорядился о сооружении новых городских укреплений. Так, в 271-275 годах нашей эры Вечный город был обнесен новой системой защиты столицы, вошедшей в историю под названием «стена Аврелиана».
Строительство
Сервиева стена ограждала семь холмов Рима. Новые крепостные сооружения заключили в свои объятья также район Трастевере (Trastevere) и Марсово поле (лат. Campus Martius).
Впечатляющая задумка лучших строителей империи стала гордостью горожан.
Неизвестно, сколько башен было изначально, но к 6 веку их было 383. Высота — до 8 метров, ширина — до 4 метров. Через каждые 3 метра были устроены бойницы, прорыты 5 подземных коридоров, сооружено 116 уборных. Для входа были сделаны 18 ворот, некоторые из которых – двойные.
Требовалось возвести защитные сооружения в Риме в кратчайшие сроки. Вместо туфа, использованного для строительства Сервиевой стены, использовали бетон, который затем облицовывали красным кирпичом. Также, для экономии средств, в сооружение включали уже существовавшие сооружения: пирамиду Цестия (Piramide Cestia), амфитеатр Кастрензе (amphitheatrum Castrense), акведук Аква Клавдиа (Aqua Claudia). Аврелиан не дожил до завершения этого грандиозного проекта. Строительство окончилось уже в годы правления императора Проба.
Реставрации
Первая серьезная реставрация сооружения была проведена при императоре Максенции в 306-312 гг. В 5 веке при императоре Флавии Гонории Августе высота стен была увеличена вдвое. Король ост-готов Тотила захватил город в 546 году и приказал уничтожить крепостные сооружения в Риме. Была снесена треть городских укреплений. Есть предание, что его остановило уважение к древности города.
В эпоху Возрождения разрушенные части укреплений были восстановлены. Над реставрацией ворот Пия работал сам Микеланджело. Стена Аврелиана служила городу надежной защитой долгие века. Лишь в 1870 году стрелки королевской итальянской армии беральеры пробили стену в районе Порта Пия и вошли в город.
В конце 20 столетия городские укрепления в Риме были вновь отреставрированы. Сразу после этого из-за проливных дождей обрушилась одна из самых исторически ценных частей стены между Аппиевыми и Латинскими воротами.
Ворота
Из 18 главных порталов Аврелиановой стены до сегодняшних дней сохранились ворота:
- Святого Себастьяна (Аппиевы) ( Porta San Sebastiano ) — наиболее сохранившиеся со времен античного Рима. Свое название ворота получили еще в раннехристианский период, поскольку находятся неподалеку катакомб святого Себастьяна.
- Порта Сан-Джованни (Porta San Giovanni) — названы так в честь Латеранской базилики (Basilica di San Giovanni in Laterano), расположенной вблизи. Построены невдалеке от античных Ослиных ворот (Porta Asinaria).
- Порта Пия ( Porta Pia ) — построены Папой Пием IV из рода Медичи по проекту Микеланджело (Michelangelo Buonarroti) взамен ранее уничтоженных Номентанских ворот (лат. Porta Nomentana ).
- Порта Сан-Паоло (Porta San Paolo) — названы в честь базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Basilica di San Paolo fuori le Mura). В античности носили название Porta Ostiensis, потому что вели на дорогу в порт Остия. Рядом с ними расположена пирамида Цестия.
- Порта Сан-Панкратио (Porta San Pancrazio) — раньше на их месте были ворота Аврелия, ведущие на Via Aurelia.
- Порта Латина ( Porta Latina ) — отсюда шла Латинская дорога. Их правая башня сохранилась со времен античности, левая построена в Средние века.
- Порта-дель-Пополо (Porta del Popolo) — названы в честь церкви Санта-Мария-дель-Пополо (Basilica di Santa Maria del Popolo). Античное название – Фламиниевы ворота.
- Порта Маджоре (Porta Maggiore) или Большие ворота. Были частью акведуков Aqua Claudia и Anio Novus, перестроены в ворота в 52 г н.э. то есть они старше стены Аврелиана.
- Порта Пинчиана (Porta Pinciana) — построены во времена Гонория, названы по наименованию одного из холмов Рима. Интересно, что их несколько раз замуровывали, потом вновь открывали.
- Порта Портезе (Porta Portese) (Портовые) — в дошедшем до нас виде были построены в 1644 году.
- Тибуртинские ворота (Porta Tiburtina) названы так, поскольку в их основу заложена монументальная арка из тибуртинского (тивольского) травертина, построенная в 5 году до н.э.
Интересные факты
В знаменитых «Римских каникулах» есть эпизод, где главные герои Грегори Пек и Одри Хепбёрн подходят к стене желаний, увешанной благодарственными табличками. Многие туристы пытаются найти это место в Риме.
В стандартных путеводителях отсутствует информация по этому вопросу, многие считают, что это место — вымысел сценаристов фильма. Снятый в сцене участок стены Аврелиана можно найти на Viale del Policlinico, вблизи площади Girolamo Fabrizio. Правда, это не место исполнения желаний: здесь раньше висели таблички с благодарностью святым. Поможет ли стена в исполнении Ваших желаний? Кто знает. Всегда можно попробовать.
Как добраться
На сегодняшний день сохранились 12 км крепостных сооружений Аврелиана. Удобно начать осмотр с участка стены у Аппиевых ворот, в начале Аппиевой дороги (Via Appia). Там же расположен музей укреплений. Отлично сохранились участки между Муро Торто (район Виллы Боргезе ), Корсо д’Италия и Кастро Преторио, а также от Порта Сан-Джованни до ворот Ардеатина (ныне их не существует), от Порта Сан-Паоло к Тибру.
Музей
Адрес. Via di Porta San Sebastiano (недалеко церкви Domine Quo Vadis)
В 1990 году был основан Музей Стены (Museo delle Mura), посвященный истории этих крепостных сооружений. Семь залов музея содержат документальные свидетельства из жизни стены с момента ее сооружения и до наших дней. Экспозиция освещает не только технические подробности строительства, но и политическое значение сооружения в разные моменты истории государства.
Рекомендуем ознакомится: http://italy4.me