ДЫХАТЕЛЬНАЯ ТРУБКА
Не всякий пловец хорошо бегает. Гладышу на берегу приходится плохо. Этот водяной клоп прекрасно плавает, но далеко ли уйдешь по земле, если привык передвигаться вверх ногами! А манера плавать у гладыша как раз такова — спиной вниз.
Нижняя сторона тела гладыша темная; верхняя, спинная, — светлая. В воде она выглядит еще светлее и серебрится; серебрит ее воздух, находящийся под крыльями. Окраска гладыша связана с его манерой плавать. Можно сказать, что он и плавает и окрашен «наоборот».
Обычно окраска так или иначе защищает животное: или помогает ему прятаться, или отпугивает врага. Нелегко заметить неподвижного пескаря среди камешков: его окраска сливается с пестрым фоном дна. Окуня не сразу увидишь среди подводных растений: полосатая окраска прячет его на фоне веточек и стебельков.
Вода, когда смотришь на нее сверху, выглядит темной. На этом фоне малозаметны темные спинки рыб. Темная окраска спины спасает водяного жителя от воздушного врага.
Враг есть и в воде. Он видит добычу снизу. На неглубоких местах или в верхних слоях воды он видит и поверхность воды. Она — яркосветлая. На этом фоне незаметна белая окраска брюшка уклейки и многих других рыб.
Темный сверху, светлый снизу — вот и спрятался в воде от нападения врага. Конечно, не от всякого: повернулась рыба, блеснула серебряным боком — враг увидел.
Гладыш плавает «наоборот» — спиной вниз. Он и окрашен не как все. Иначе окраска не защищала, а выдавала бы его.
Как и все клопы, гладыш дышит атмосферным воздухом. Чтобы подышать, нужно подняться наверх. Вот тут-то и пригодится его окраска: поглядишь на него сверху, из воздуха, — он сливается с фоном воды; глянешь снизу, из воды, — светлая спина незаметна на ярком «потолке».
Подняться к поверхности воды гладышу нетрудно: его легкое тельце всплывает, как пробка. Отдохнуть на дне труднее: нужно крепко держаться за что-нибудь, иначе вода вытолкнет гладыша наверх. Часто он устраивается так: подлезет под веточку растения, и она не дает ему всплывать.
Задние ноги гладыша длинные, сильные и очень подвижные. Это прекрасные «весла», делающие широкие взмахи. Работая ими, гладыш быстро ныряет в глубину.
Охотится гладыш обычно поверху: висит головой вниз, выставив из воды самый кончик брюшка (здесь у него помещаются дыхальца), дышит и высматривает добычу. Пробежала близко водомерка — бросится на нее. Упала на воду муха — годится и она. Поднялся подышать какой-нибудь мелкий водяной клопик — тоже еда. Хватает добычу гладыш передними и средними ногами.
Вонзив в добычу хоботок, гладыш парализует, а то и убивает ее ядовитой слюной. Затем — высасывает. Своим острым хоботком гладыш проколет и кожу человека. Сам укол был бы мало заметен, но в ранку попадает слюна клопа. Недаром гладыша называют «водяной осой»: колет он очень больно.
Подвижному охотнику нужно много еды, и гладыш охотится, охотится. Наелся, сыт — опустится в заросли растений, отдыхает. Всплывет подышать и снова опустится.
Рыбий малек — хорошая добыча для гладыша. В пруду, где много гладышей, тысячи и тысячи мальков уничтожает этот хищный клоп. Да и не только мальков: гладыш нападает и на годовалых рыбок. Ему не нужно столько еды сразу: насосавшись, он оставит рыбку. Но отравленная ядовитым уколом рыба погибнет.
За девять дней гладыш погубил в аквариуме девяносто одного малька. В небольшом прудишке, заселенном мелкими карасями, гладыши в несколько лет уничтожают всю рыбу. Конечно, так случается лишь с заброшенными прудами, о которых никто не заботится. В рыбоводном колхозном пруду гладышу не дадут размножиться: в таком пруду рыбу всячески оберегают от ее врагов.
Гладыш хорошо летает. Перед взлетом он изменяет своему правилу: поднявшись на поверхность воды, переворачивается спиной вверх. Его спина не смачивается водой. Высунувшись наружу, гладыш расправляет крылья и взлетает. Прямо с воды! Ему не нужно карабкаться на растения, камни.
Гладыш улетит из аквариума, из банки с водой, если они не закрыты. Аквариум с гладышем нужно обязательно закрывать стеклом или обвязывать марлей.
Весной и в начале лета гладыш откладывает яйца. Самка делает яйцекладом надрезы в водных растениях. Кончик яйца торчит из надреза.
Личинки гладыша — маленькие клопики. С каждой линькой они становятся все крупнее и все более похожими на гладыша. Но крылья у них маленькие, а в лапках всего по одному членику (у взрослого гладыша их два). К августу появляются взрослые гладыши; к осени их уже много.
Гладыш поднимается на поверхность воды быстро: вода сама его поднимает — выталкивает. Ползуну и подняться наверх трудно и нырнуть нелегко: «весел» нет. А просто перебирая ногами, быстро не нырнешь. Один из таких ползунов — водяной скорпион.
Странное прозвище этому водяному клопу дано не зря: по внешности он и правда немножко похож на скорпиона.
Приметы скорпиона: впереди — клешни, брюшко вытянуто в длинный узкий «хвост». У водяного скорпиона клешней нет и следа, но его передние ноги гораздо шире остальных. Клоп держит их на весу; направлены они вперед, для ползания не служат. Эти ноги — охотничье оружие. Скорпион хватает добычу клешнями, водяной скорпион — передними ногами.
Водяной скорпион (увеличено).
Хватательные ноги водяного скорпиона совсем не цепкие, но хватают крепко. У широкого бедра на внутренней стороне — желобок. В этот желобок укладывается голень с лапкой, когда клоп прижмет их к бедру, «сложит» ногу: она у него складывается, как перочинный ножик. Внутри бедра — сильные мышцы. Клоп крепко прижимает голень к бедру, и она не соскользнет — войдет в желобок. Мало того, у основания бедра — вырост, крючок. Сложенная нога цепляет лапкой за крючок. Клоп словно запирает сложенную ногу.
Зажатой между бедром и голенью добыче не вырваться.
На конце брюшка длинный и тонкий вырост. Чем не хвост!
Ползает водяной скорпион на четырех ногах. Тело его плоское, впереди торчат «клешни», ноги не плавательные — не пловец этот клоп.
Гладышу не так уж нужны подводные заросли. Он проживет и в яме с водой: была бы еда. Дойдет дело до откладки яиц, тогда растения понадобятся. Что ж! Долго ли летуну перебраться из такой ямы в заросший пруд!
Водяному скорпиону в яме с водой не житье: ползая по дну, не подышишь, а без лестницы наверх добираться трудно. Да и на чем там удержишься, наверху, без подпорки?
Верхние этажи — вот где проживает водяной скорпион: ползает по растениям близ поверхности воды. Ему не нужно подниматься к самой поверхности воды, как это делает гладыш. Ведь у него есть «хвост».
«Хвост» водяного скорпиона — это последнее брюшное кольцо, вытянутое в длинную тонкую трубку. Трубка состоит из двух половинок, плотно приложенных одна к другой. Она ведет к паре дыхалец. Внутри трубки — волоски: защита от воды.
Клоп может раздвинуть половинки трубки, может слегка подвигать ими, потереть одну о другую. Кто его знает, зачем он это делает. Может быть, он прочищает трубку: ведь если ее кончик засорится, то дышать становится трудно.
Чуть выставив из воды свою дыхательную трубку, клоп дышит. Набрав запас воздуха в трахеи и под надкрылья, он может опуститься и поглубже, но далеко в глубину не уйдет.
Гладыш шныряет и тут и там. Водяной скорпион малоподвижен. Сидит близ поверхности воды, дышит и ждет добычи. Ему не догнать проворного пловца — он не может сделать быстрый бросок. Подсторожить добычу и, не сдвигаясь с места, схватить ее ловким движением «клешней» — вот способ охоты этого клопа.
Не очень проворному охотнику не догнать рыбьего малька. Но схватить малька, оказавшегося рядом, водяной скорпион может. Он и хватает таких мальков. Водяной скорпион не наносит рыбе такого урона, как гладыш: мальки покрупнее для него уже не добыча.
Плоское тело клопа окрашено в бурый цвет, и среди растений неподвижный охотник едва заметен. А на гнилых веточках, на почерневших листьях на дне мелкой канавки его и не разглядишь сразу: окраска и форма тела, неподвижность помогают охотнику. Они же скрывают его от врагов.
Конечно, не от всех врагов убережется водяной скорпион. Скрывающая окраска не поможет спрятаться от утиного клюва, и личинки водяного скорпиона нередко оказываются добычей утки. Они менее подвижны, чем взрослые клопы, а линяющая личинка совсем беспомощна. Далеко от поверхности воды личинка не уйдет: ей нужно дышать. А здесь-то как раз и ищут себе корм утки.
И свои яйца водяной скорпион откладывает близ поверхности воды. Он прячет их в гниющие тростинки, в комки тины, во всякие щелки. Сам устроить щель, сделать надрез в растении он не может.
Личинка похожа на взрослого клопа, но бескрылая. Она выглядит кургузой: «хвост» у нее короткий. Ей и подавно не прожить на дне даже в мелкой луже.
Водяной скорпион летает: всползет на что-нибудь над водой, надышится и расправит крылья.
Если водяной скорпион похож на побуревший листик, то его близкий родич клоп-ранатра похож на палочку.
Тельце у него длинное и узкое, немногим толще спички. Длина около 4 сантиметров без «хвоста», а он едва короче туловища. Такой клоп много не наплавает, это сразу скажешь.
Средние и задние ноги у ранатры длинные и тонкие, но в них нет ничего особенного: ходильная нога. Передние ноги — хватательные, но на «клешни» совсем не похожи: длинные и узкие. С этими ногами легко попасть впросак. Где тут бедро, где голень, где лапка? Начал считать с конца, дошел до груди. Кто хорошо знает, из каких отделов состоит нога насекомого, призадумается и начнет считать сызнова, теперь от груди. Ну, а кто не знает, тот наделает самых грубых ошибок.
Секрет ноги ранатры простой. У нее очень длинный первый отдел ноги — тазик, он чуть короче длинного бедра. А обычно тазик совсем небольшой, и чтобы увидеть его, нужно положить насекомое на спину и глядеть на основание ноги. Не зная, тазик ранатры примешь за бедро, а тогда — бедро за голень, а голень — за первый членик лапки.
Голень у ранатры короткая — короче половины бедра. И все же «зажим» получается прекрасный. Нога длинная, и клоп хватает добычу за 2—3 сантиметра перед собой. Не так уж далеко? Не забывайте, что сам-то клоп невелик.
Личинка ранатры (сильно увеличено).
Водяной скорпион малоподвижен — ранатра ползает еще меньше. Сидит, вытянув вперед свои хватательные ноги, и ждет. А трубка чуть торчит из воды. Чаще ранатра сидит вниз головой: и для дыхания так удобнее и хватать добычу в такой позе легче.
Только что вышедшую из яйца личинку ранатры нужно искать на самой поверхности воды. Здесь она словно стоит на «потолке» вниз головой. Четыре ноги упираются в водяной «потолок», передние ноги — впереди, наготове. Кончик брюшка чуть выдается над поверхностью воды: дыхательной трубки еще нет.
Вися вниз головой, личинка дышит и ждет добычи. По форме тела ранатра похожа на палочника. Передними ногами она напоминает богомола. Одни называют ее водяным палочником, другие — водяным богомолом. Важно не это. Вытянутая, с длинными передними ногами и очень длинной дыхательной трубкой, она может ловить свою добычу дальше от водного «потолка», чем водяной скорпион. Участок облова увеличился, а это большое достижение для малоподвижного охотника.
На юге ранатра обычна. На севере этот клоп гораздо реже, чем его родич — водяной скорпион.
Дыхательная трубка водяного скорпиона и ранатры — замечательное приспособление к жизни в воде. Но такая трубка — пустяки по сравнению с трубкой крыски. У этой уж не просто трубка, а целый воздухопровод.
Искать крыску нужно на мелком месте и не там, где чистая вода. Сточная канава, вода которой пахнет сероводородом, мелкое место у берега загрязненного пруда с черным вонючим илом, лужа с навозной жижей. Чем вонючее, чем загрязненнее вода, тем скорее найдешь в ней крыску.
Где много крысок, там к поверхности воды тянутся десятки их дыхательных трубок. Дно словно утыкано толстыми волосками. Лес волосков шевелится, каждый волосок на свой лад.
Крыска — это личинка мухи-пчеловидки. Муха летает по цветам и окраской напоминает пчелу. Личинка живет в грязной воде.
Не ищите у личинки голову: головной отдел у мушиных личинок недоразвит, и они выглядят безголовыми. Глаз нет. Рот прикрыт складкой, ротовые органы не развиты. Ног нет, но на нижней стороне тела видны какие-то выросты. Это ложные ножки: одна пара на груди и шесть пар на брюшке. При их помощи личинка ползает. Цилиндрик в 2 сантиметра длиной, с длиннейшей трубкой на одном конце — вот какова внешность крыски. Длиннохвостая, она напоминает крысу, нарисованную ребенком.
Трубка крыски замечательна: она не только очень длинна, она раздвижная. В трубке три членика, три колена. Как в подзорной трубе, они вдвигаются друг в друга. Крыска может укоротить — сдвинуть свою трубку, может удлинить — раздвинуть ее. Вытянутая трубка достигает 10 сантиметров, а то и больше.
Благодаря своей раздвижной трубке крыска может жить и на глубине нескольких сантиметров и поглубже — на глубине раздвинутой трубки. Ей не нужно тогда подниматься на поверхность, чтобы подышать: при помощи трубки она все время получает атмосферный воздух. Воздухопровод позволяет ей жить в самых загрязненных водах, в воде, совсем лишенной кислорода.
Крыска может жить и на большей глубине, чем длина ее трубки, но тогда ей приходится всплывать, чтобы подышать. Извиваясь, она всплывает — не до поверхности воды, понятно. Как только конец трубки чуть вышел из воды, можно остановиться: воздухопровод заработал.
Ползая в иле, роясь в гниющих осадках дна, крыска питается. Ее еда — частицы разлагающихся веществ. Она заглатывает их из воды, соскабливает ротовой складкой с лежащих на дне камней и щепок, загребает из ила. Ей не нужно прерывать еду, чтобы подышать.
Когда приходит время окукливаться, крыска ползет на берег. Она превращается в куколку внутри своей сброшенной шкурки — последней личиночной шкурки. Бочоночек с куколкой внутри напоминает прежнюю крыску: дыхательная трубка не исчезла целиком.
Несколько веков назад уверяли, что пчелы могут зарождаться из падали, из разлагающихся, гниющих веществ. Повод для этой басни — крыска. Она живет в самых загрязненных жидкостях, в тухлой воде. А муха, в которую она превратится, похожа на пчелу.
Крыска — одна из примет загрязненности воды. Пруд, у мелких берегов которого есть крыски, — грязный пруд.
КОМАРЫ
Озеро, пруд, канавка с застоявшейся водой, весенняя лужа на лугу, даже вода, скопившаяся в дупле дерева, даже бочка под водосточным жолобом на дворе — все годится комару. Правда, не любому. Разных комаров много, и у каждого вида комаров свои условия жизни, свои повадки.
Не всякое насекомое комариной внешности — кровосос. Немало видов комаров, которые никогда и никого не «кусают», не сосут крови. Да и среди «кусачих» комаров кровососы только самки. Не насосавшись крови, самка-кровосос не может отложить яйца. В поисках добычи она улетает от воды; самки малярийных комаров иной раз летят за несколько километров. Жизнь самца спокойнее. Он кормится сладким соком — нектаром цветков, а такая еда найдется вблизи родного пруда или болотца. Самцу не приходится летать далеко в поисках обеда.
Ротовые органы комара — колющий хоботок. Вонзая его в кожу, комар сосет кровь. В ранку попадает слюна комара, раздражает кожу. Если бы не едкая слюна, укол комара был бы едва ощутим: так тонок его хоботок.
На человека нападают разные комары. В лесу, на лугу на него тучами набрасываются комары-кусаки. Около жилья надоедают обыкновенные комары-пискуны.
Личинка, куколка и сидящий комар: налево — обыкновенный комар,
направо — малярийный комар.
Малярийный комар — сумеречник. Именно в эти часы его самки всего подвижнее.
Разные комары и по-разному откладывают яйца. У обыкновенного комара-пискуна они склеиваются по многу штук вместе: на воде плавает словно плотик из яиц — «лодочка». Яйца малярийного комара плавают поодиночке. Если и слипнутся вместе, то плотной кучки не получится. Комар-кусака откладывает яйца по краям водоема, обычно пересыхающего, с сильно колеблющимся уровнем воды.
Личинка комара живет в стоячей воде. Ее еда, как правило, микроскопически мелка: инфузории, бактерии, мельчайшие водоросли, частицы ила, плавающие в воде. На ротовых органах личинки есть пучки длинных волосков. Быстро работая своим ловчим аппаратом, личинка гонит-загребает воду со всем, что в ней плавает, и отцеживает мелкие частицы.
На конце брюшка личинки — дыхательные отверстия. Чтобы подышать, личинке нужно побывать на поверхности воды.
Если сравнить три лужи, заселенные личинками разных комаров, то, пожалуй, самой оживленной окажется лужа с кусаками. Эти личинки живут на дне, где они соскребают «живой налет» (бактерии, мельчайшие водоросли, простейшие животные) со всего, на чем он окажется. Чтобы подышать, они всплывают на поверхность, затем опять отправляются на дно. В такой луже личинки то и дело снуют вверх и вниз.
Личинки обыкновенного и малярийного комара держатся у поверхности воды. Потревоженные, они быстро ныряют, а затем всплывают снова. В эти минуты в луже очень оживленно. Все спокойно — и в луже движения мало.
На конце брюшка личинки обыкновенного комара — дыхательная трубка. Выставив ее конец из воды, личинка дышит. Она держится наклонно, под углом к поверхности воды. У личинки малярийного комара дыхательной трубки нет, она дышит прямо через дыхательные отверстия. Эта личинка держится горизонтально. Стоит взглянуть, как держится личинка в воде, и сразу можно сказать, чья она: малярийного комара или простого.
Рекомендуем ознакомится: http://sivatherium.narod.ru