/ Ответы по ИГПЗС-1(полно)

Зем. участок воина – «илку» выделялся из царской з. Воинский надел по ЗХ полностью исключался из торгового оборота, всякая сделка относительно з. воина считалась ничтожной.

Все виды сделок в ЗХ делились на 2 группы – с отчуждением вещи и без такового. Первый вид сделок требовал выполнения более строгих условий, чем второй: письменного договора, клятвы, присутствия свидетелей и пр. К ним относились договоры купли-продажи, дарения, усыновления и пр.

В ЗХ были закреплены договоры аренды, займа, найма вещей и людей, ростовщических операций. Малоземелье, явившееся результатом роста населения, разграбления общинной з. и тесных пределов орошения, вызвало необычайное распространение арендных отношений. Условия аренды вследствие большого спроса были тяжелыми. Арендатор платил хозяину поля определенную долю, не зависящую от урожая: весь риск падал на арендатора. Доля эта была значительной и колебалась м/у 1/3 и ½ того, что может принести поле. Не лучшими были условия договора займа. Проценты составляли 20 годовых по денежным займам и 33 – для займа зерном. Заботясь об обеспечении долга, кредитор имел право требовать в залог обработанное и засеянное должником поле. Исполнение обязательств было непременным для обеих сторон. Только при обоюдном согласии разрешалось «смочить договор», т.е. размягчить глину, на которой он был написан, стереть ненужное, вписать новое.

27.Преступления и наказания по ЗХ

Уголовное право ЗХ отличается, подобно всем другим древневосточным кодексам, значительной суровостью. В основе уголовно-правовых представлений ЗХ находится идея талиона: наказание есть возмездие за вину, и поэтому оно должно быть «равным» преступлению. В ЗХ упоминаются такие понятия как: различие м/у умышленным и неумышленным преступлением (прест), соучастия в форме пособничества, подстрекательства, недоносительства или укрывательства, обстоятельств, отягчающих преступление и пр.

Большой круг преступлений в ЗХ (около 30) карался смертной казнью (см к), которая применялась по принципу талиона не только в случае умысла, но и по неосторожности. См. к. предписывалась в форме сожжения, утопления, сажания на кол; применялись и членовредительские наказания: отсечение рук, пальцев, отрезание уха, языка. Эти наказания соседствовали с другими: обращением в рабство, изгнанием из общины и семьи, штрафом, принудительным трудом, клеймением и пр. Штраф в виде взыскания многократной стоимости похищенного был равнозначен см. к. Величина штрафа (так же как и тяжесть членовредительских наказаний) зависела от социального положения преступника и потерпевшего.

Если систематизировать все составы преступлений, закрепленные в ЗХ, то следует выделить так называемые прест-я против личности. Это – умышленное или неумышленное убийство, телесные повреждения, оскорбление словом и действием, клевета и пр. Другую группу составляли прест-я против собственности. Кроме кражи и грабежа к ним относились снятие с раба его знаков рабства, мошенничество в отношении заимодавца, повреждение и уничтожение чужого имущества и пр. Третья группа – это прест-я против семейных устоев: кровосмешение, неверность жены, её распутное поведение, похищение и подмена ребёнка, увоз замужней женщины и др. При определении наказания за эту группу прест-й учитывалось не только социальное положение преступника и потерпевшего, но и их пол, семейный статус.

28.Регулирование брачно-семейных отношений по ЗХ.

Древневавилонский брак скреплялся договором м/у семьями жениха и невесты, но на содержание его в Вавилоне могла оказывать влияние и женщина. Она, например, могла потребовать особого договора с будущим мужем, лишавшего его права закладывать её за долги. Одним из распространенных условий брака была выкупная плата («тархатум»), вносимая женихом семье невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы. Сначала выплачивался задаток, предварительный брачный дар по случаю обручения («библум»).

В древневав. семье господствует муж. Он ведёт общее хозяйство семьи. Он представляет её в деловых отношениях. Ему принадлежит право распоряжения женой и детьми. В случаях крайней нужды отец вправе продать своих детей всякому, кто захочет купить. Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой в доме. Но муж и в этом случае имеет право на развод. Для него не существуют юридических препятствий к разводу. Они существуют для жены. Для неё установлены 3 законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа; оставление им дома и местности проживания; неосновательное обвинение в супружеской неверности. Роль жены долго сводилась к тому, чтобы быть собственностью мужа. В тоже время, как это ни странно, жена вправе распоряжаться своим собственным имуществом, нажитым ею в браке: полученным по наследству, дарению и пр.; заключать сделки купли-продажи и займа, наживать деньги, приобретать землю, рабов. Мужу запрещалось расточать имущество жены или распоряжаться им без согласия последней.

Одной из распространенных форм сделок по ЗХ было усыновление, которое осуществлялось в двух чётко зафиксированных правовых формах: с назначением усыновленного наследником и без такового. В основе этих различий лежали неодинаковые цели усыновления. В 1-ом случае – продолжение рода в бездетной семье, во 2-ом – приобретение рабочих рук.

Различаются 2 вида наследования – по закону и по завещанию. ЗХ говорят главным образом о законном наследовании. Завещательная свобода находится ещё в зародыше. Отец вправе отказать сыну в наследстве, но не по произволу, а в наказание за «тяжелый грех», да и то по разрешению судий, которые исследуют дело. Первоначально право завещания было не столько выражением свободы усмотрения наследодателя, сколько ограничением этой свободы. Законодатель раньше всего хочет обеспечить детей. В ЗХ дети наследуют в равной доле: сестры получают столько же, сколько братья. Долю умершего сына получают его дети.

29.Источники права Древней Индии (Др. Ин.)

Специфические черты права, отразившие особенности культурного, соц-экономического и гос-го развития Др. Ин. проявились прежде всего в источниках права, среди которых особое место занимают дхармашастры (дх.) – сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры (арт.) – трактаты о политике и праве. Законы Ману (ЗМ) занимают особое место среди других дх. Появление ЗМ знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Др. Ин. кот. стала всё больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения. При большом разнообразии дх. можно увидеть глубокое сходство м/у ними, взаимовлияние, текстуальное совпадение, а главное – единство религиозно-филосовских концепций, принципов, на кот. они основывались. К этим концепциям относится и традиционный религиозный взгляд на источники права Др. Ин. согласно которому всё его содержание, границы действия норм предопределены ведами – священными источниками «всех знаний». Особое место среди источников права Др. Ин. на определенном этапе ее истории занимала лит-ра чисто светского жанра, относящаяся к науке политики, - арт.

Арт. стала все больше уступать место дх. активно заимствующим ее правовые нормы и положения. Появление 2-х традиционных жанров в правовой лит-ре демонстрирует развитие права в Др. Ин. как бы двух уровней: гос-го (арт.) и общинного (дх.). Сами же юр. трактаты, развивающиеся в одной и той же культурной среде, за счет отбора и включения в свои тексты многочисленных обычаев тесно взаимодейст. др. с др. о чем свидетельствует сходство их многих положений. Как бы ни было велико значение писаных памятников права в Др. Ин. следует отметить, что на всех этапах развития страны за обычаем признавалась роль его приоритетного источника. На отдельных этапах эволюции правовой системы Др. Ин. менялось отношение к царскому узаконению, повелению (эдикту) как источнику права. В арт. эдиктам царей отводится большая сила, чем дхармашастрам.

30. Правовое регулирование имущественных отношений по ЗМ.

В период создания ЗМ в Индии уже хорошо понимали разницу м/д собственностью и владением при этом, охране частной собственности (ч.с.) уделялось значительное внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности (п.с.): наследование, получение в виде дара или находка, по­купка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также полу­чение милостыни. Известен и такой способ приоб­ретения п. с. как давность владения (10лет). При законном подтверждении человек из владельца превращался в с/б (собственника). Приобретать вещь м.б. только у с/б. Запрещалось доказывать п. с. ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобре­тателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему с/б. Среди основных видов собственности ЗМ называют землю. Зе­мельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Не следует рассматривать царя как с/б всей земли в гос-ве. Царь получал налоги с землевладельцев не как с/б земли, а как суверен, защищающий население страны. В ЗМ царь взимает налоги, не охраняя подданных, то он немедленно идет в ад; такой царь называется «крадущим шестую часть урожая». За незаконное присвоение чужой соб-ти (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором. Вмешиваться в дела с/б запрещалось. В ЗМ: если нес/б поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам с/б земли решал вопрос о своей земле, которую он м. продать, подарить, заложить, сдать в аренду. ЗМ охраняют и движимое имущ-во. (рабы, скот, инвентарь). В ЗМ упоминают о рассмотрении судебных споров о границах м/у общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении споров учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Т.о. община стремилась ограничить част. землевладение. В З-ах говорится об обязательствах из договоров.

Договор займа. З устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник (дол) не м уплатить долга в срок, он д.б. его отработать. Кредитор, принадлежащий к низшей касте, не м заставить отрабатывать долг дол, принадлежащий к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хит­рости, принужденя. После уплаты долга с процентами дол становился свободным. В случае смерти дола долг мог перейти на сына и др. родственников умершего.

Договор найма. По своей варновой принадлежности наемные работники относиись к шудрам, среди них были и разорившиеся свободные общинники, и ремесленни­ки, принадлежащие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10урожая, в скотоводстве — 1/10масла от молока коров. Условия заключённого договора зависили от работодателя. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье винов не выплачивалось. Если невыполнение работы было вызвано болезнью, и выздоровев нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье, даже спустя долгое время.

Договор аренды земли. Разоряющиеся общинни­ки, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.

Договор купли-продажи. Договор действителен, если совершён в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал с/б вещи. З-н запрещал про­давать товар плохого кач-ва, недостаточный по весу. Не более чем через 10дней после совершения к-п, сделку м.б. расторгнут без уважительной причины. Особенность: существовало ограничение торговли людьми, и торговля рассматривалась как занятие, недостойное для высших каст.

Договор дарения. Договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным. Недействи­тельной являлась сделка, совершённая с обманом, с принуждением, соглашение, заключённое в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях. Сделка расторгалась так же, как и заключалась. Обязательства из причинения вреда. Основание возникновение обязательства: порча имущества (потрава посевов скотом на огорож участке, потеря пастухом животного), вред, причинённый движением повозки по городу. Виновный д.б. возместить причин ущерб и уплатить штраф царю.

31. Преступление и наказание по ЗМ

Отличается высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потер­певшего и виновного к определенной варне. Законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует со­хранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за пре­ступление, совершенное на ее территории, если преступник неиз­вестен.

Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу вра­гам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений нет.

Более подробно Законы описывают преступления против собствен­ности и против личности. Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Следует отметить, что Законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему. Меры, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предпи­сывали казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, сле­довало, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй —руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней, укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл. Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личнос­тью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и уда­рившего палкой. К насилию относилось и убийство, и телесные по­вреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось. Довольно много статей направлено на укрепление семейных отно­шений. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины. Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени осознанности его. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире». Наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне.

Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брах­мана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение —это далеко не полный перечень наказаний. Кровная месть не применялась.

Законы Ману дают общее представление об уголовном процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уго­ловным и гражданским процессом, и процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков. Всего восемнадцать поводов судебного раз­бирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя поряд­ку варн. Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины «вследствие непостоян­ства женского ума». При отсутствии свидетелей в качестве доказа­тельств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, ве­сами, водой и некоторые другие.

32. Правовое регулирование брачно-семейных отношений по ЗМ

Для Др. Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи —М. Ж. полнос­тью зависит от супруга и сыновей. Брак представлял имущественную сделку, в результате которой М покупалал себе Ж и она становилась его собственностью. ЗМ опредлил положение Ж: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — М, после смерти М —под властью сыновей, ибо «Ж ни­когда непригодна для самостоятельности». ЗМ прямо требовали от Ж почитать М как бога, даже если он лишен добро­детели. Хотя ЗМ как высшую дхарму м/у М и Ж провозглашал «взаимную верность до смерти», М мог иметь не­сколько Ж, развестись с Ж. Ж не могла покинуть семью, даже если М её продал и оставил. Ж продолжала считаться его Ж. За измену Ж подвергалась страшным карам, вплоть до смерт­ной казни. Ж д.б. принадлежать той же варне, что и М. М разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с Ж из более низкой варны, но Ж из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запреща­лось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми. Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследова­ния устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

33. Право Древнего Китая (ДК).

Право ДК складывалось под значительным влиянием философско-этического учения конфуцианства (ставшего в ханьский период гос-й религией) и философско-правовой школы легистов. Противоборство этих двух учений оказало непосредственное влияние на само понимание права (П), на иерархию преступлений, систему наказаний.

Согласно исторической традиции 1-ые писанные законы (з-ны) в ДК появились в гос-ве Шань, а уже в 10-м в.до н.э. в Чжоу якобы существовал уголовный кодекс, насчитывающий 3 тыс. Статей. Но! это лишь дань традиции. Появление писанных з-в в Китае фактически относится к 6-5 вв. До н.э. оно было.

1. усиление сословно-классовой дифференциации китайского общества;

2. стабилизация полит-й обстановки в условиях изнурительной, непрекращающейся борьбы китайских княжеств м/у собой.

На рубеже 5-4 вв. до н.э. появился 1-й кодекс – «Книга законов царства Вэй», созданная Ли Куем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах. Он положил начало последую­щей практике разработки сводов з-в. В ханьском Китае 3-2 вв. до н.э. проводится огромная работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних з-всвод з-в гос-ва Хань в 193 г. до н.э. Но! Действовали также и нормы обычного права (многие стороны общ-х отнош-й ) + конкретные распоряжения императоров, касающиеся управления страной + одобренные императором судебные решения.

34.Преступления и наказания в Древнем Китае.

Уголовное право было наиболее развитой частью правовой системы ДК. Самобытная, раносложившаяся правовая культура ДК развивалась главным образом в ходе выработки общих принципов угол-й ответственности и системы (с/с) наказаний. На праве ДК отразился спор м/у конфуцианцами легистами, что явл-ся лучшим средством управления – моральная норма (ли) или наказание (син).

Основные виды преступлений:

— гос-е – мятеж, заговор;

— религиозные – шаманство, выбрасывание золы на улицу;

— против личности – убийство, нанесение телесных повреждений;

— против собственности – кража, грабёж, убой чужого скота;

— воинские – неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др.

Вообще же перечень их огромен – в эпоху Чжоу > 3000. Обычай кровной мести был вытеснен системой телесных наказаний и широкого применения см. Казни. Цель наказанияустрашение.

-см. казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю);

-членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз);

-штрафы, позволяющие откупиться от наказания;

Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение женщин в рабынь-затворниц, битьё палками, удары плетью и др.

Уголовному праву ДК были известны такие понятия, как соучастие; обстоятельства, отягчающие вину (предварительный сговор, рецидив); форма вины. Правда не исключалось при этом и объективное вменение. Тяжесть наказания за телесные повреждения зависела от того, были они нанесены со «злодейским умыслом» или в драке.

35. Регулирование имущественных отношений в Др. Китае.

Верховная гос-я собственность на землю существовала в ДК с общинным и частным землевладением крестьян, свобода распоряжением которым утвердилась здесь очень рано:

- период Инь – земля-собственность императора (вана), приближённые имеют лишь право пользования полученными в дар землями;

- период Чжоу – превращение землевладений в частную собственность;

- период Цинь – с середине 1-го в. н.э.в ряде царств совершаются сделки с землёй.

Но! Несмотря на ранний переход основной массы общинной земли, община ещё в 1-м в.н.э. могла вступать в договорные поземельные отнош-я как самостоятельная сторона, а присутствие представителя общины являлось непременным условием при совершении сделок. Договоры купли-продажи земли могли заключать женщины и государственные рабы. Поземельная сделка (купчая крепость) заносилась красной киноварью на медную доску. Были распространены договоры аренды на условиях испольщины, заклада земли ростовщикам + долговое рабство + наёмный труд. Ростовщический процент и условия наёмного труда регулировались главным образом местным обычным П.

В ДК издавались з-ны, которые в той или иной мере отражали требования защиты мелкой частной крестьянской собственности. Это особенно ярко проявилосьв 1-м в. н..э. в изменении гос-й политики в отношении рабовладения: императором Уди был издан рескрипт об освобождении всех обращённых при Ван Мане в гос-х рабов, «если прежними з-ми не было предусмотрено наказания за совершённые ими преступления». Запрещено клеймение рабов, а к лицам, «силой чинившим препятствия», было предписано применять наказания.

36.Правовое регулир. брачно-семейных отнош. в др. Китае.

В раннеклассовом шаньско-иньском Китае в семейном праве сохранился ряд пережитков родового строя, допускались браки м/у родственниками, многожёнство. Семья носила патриархальный характер. Большесемейные отнош-я отличались прочностью, что было характерно и для чжоусского гос-ва. Во главе большой семьи как как хоз-й единицы стоял старший в семье мужчина, как правило дед, которому подчинялись все члены семьи: жёны и наложницы, сыновья и внуки, их жёны и дети, рабы и слуги. Он распоряжался семейным имуществом, а в глубокой древности имел право жизни и смерти над детьми.

Большесемейные связи начали ослабевать вместе с развитием частной собственности на землю. Этот процесс был ускорен политикой легистов. Борясь против сепаратизма влиятельных больших семейных кланов, явл-ся препятствием на пути создания мощной центральной власти, Шан Ян в 356—350гг. до н.э. санкционировал принудительный раздел больших семей, но большая семья как социально-хозяйственная единица не исчезла и в последующие века.

Право наследования большесемейной собственности имели все члены семьи: сыновья, вдовы, незамужние дочери. Члены семьи, связанные обязанностью ношения траура, несли ответственность за целый ряд «семейных преступлений» (напр. несоблюдение сроков ношения траура). Наказывались сыновья за раздел имущества при жизни отца, за самовольное распоряжение семейным имуществом и пр. Родственные отнош-я, положение старших и младших в семье влияли на тяжесть наказания как за «семейные», так и за др. преступления. Напр. смягчалось наказание отцу, убившему сына за неповиновение. Кража отца у сына не считалась преступлением, но донос на старшего в семье, даже при наличии преступления, строго наказывался.

Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества не имела, права женщин в наследовании были ограничены. Брак заключали родители.

37. Суд и судебный процесс в Древнем Китае.

Высшей судебной инстанцией явл-ся император, который мог непосредственно разбирать суд-е дела. Суд-е функции на местах исполняли представители местной администрации. Гос-й аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были разыскивающие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, суд-е исполнители (лица, приводившие в исполнение суд-е решения).

Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. В Иньском государстве применялось битье палками, отрезание носа, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз. В Уложении Му-вана (период Чжоу) выделены пять основных наказаний: «мосин» (клеймо тушью на лице) применя­лось за 1000различного рода провинностей; «исин» (отрезание носа) — также за 1000различных провинностей; «фэйсин» (отрезание ног) —за500провинностей; «чужин» (кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) —за 300провинностей; «данисин» (отрубание головы) —за 200провинностей. Кроме перечисленных, в кодексе наказаний указаны битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно было откупиться.

Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разно­образных видах.

В состязательный по своему хар-ру процесс в ДК очень рано стали вводиться элементы розыскного процесса, который со временем утверждался безраздельно. Расследование преступлений в циньском Китае поручалось особому чиновнику (линьши). Расследование начиналось по жалобе потерпевшего или доносу третьего лица. Донос всемерно поощрялся, за подтвердившийся донос полагалось вознаграждение, сумма которого зависела от тяжести преступления. По доносу могли быть привлечены к суд-й ответственности и рабы частных лиц. «Выдавать своих людей», т.е. представлять в суд домочадцев и рабов д.б. глава семьи, в противном случае он наказывался сам. Ему же предоставлялось право наказывать своих рабов, а по спец. разрешению властей даже убивать их за провинности. Одним из важных доказательств, наряду со свидетельскими показаниями, вещественными доказательствами, добытыми в ходе осмотра места преступления или освидетельствования трупа, считалась клятва. Циньское руководство по расследованию уголовных преступлений свидетельствует о применении пыток в судах в том случае, «если преступник был изобличён, но отказывался признать себя виновным или если преступник менял свои показания в ходе дознания». Тела или головы преступников, подвергшихся см. казни, выставлялись для публичного обозрения в открытом поле, на рынке или во дворе дворца, если преступник был сановным лицом.

Рекомендуем ознакомится: http://www.studfiles.ru