НАКАЗАНИЯ

В уголовном праве заметны пережитки родового строя. В ряде случаев признавалась кровная месть (. ). Дела об убийстве, как правило, возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение могло носить характер частного или публичного. Афинскому уголовному праву были известны следующие виды преступлений :

- обман народа (за это на преступника возлагалась АТИМИЯ ),

- внесение в народное собрание противозаконных предложений,

- ложный донос по делам о политических преступлениях.

В Афинах практиковалось осуждение за измену и обман народа с характеристикой «враг Афин». Такого человека любой мог при встрече убить, имущество его конфисковывалось, а десятая часть посвящалась богам. Трупы изменников вывозили за пределы полиса и выбрасывали без захоронения.

Убийство посла являлось также и религиозным преступлением (т.к. боги покровительствовали посланникам). Виновные карались смертью или изгнанием.

· Преступления против личности .

Афинскому праву было известно понятие САМООБОРОНЫ .

Помимо убийств, сюда следует отнести:

2) причинение увечья,

3) нанесение побоев,

При рассмотрении уголовных дел проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления .

· Преступления против семьи

- дурное обращение детей с престарелыми родителями,

- дурное обращение опекуна с сиротами,

- дурное обращение родственников с дочерьми-наследницами,

- супружеская измена (муж имел право убить любовника жены на месте),

Основным видом ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ являлась КРАЖА. наказание за которую зависело от обстоятельств и стоимости украденного. Например, при краже совершенной ночью, преступника дозволялось убить на месте преступления.

Афинскому уголовному праву известны следующие виды наказаний :

- смертная казнь (иногда заменялась возможностью самому выпить яд или предоставит право выбора вида казни);

- продажа в рабство (для метеков),

- атимия (бесчестье) – лишение политических прав, сопровождавшееся, как правило, конфискацией имущества,

- телесные наказания (для рабов и метеков)

На ранних этапах афинской истории уголовное право было суровым, достаточно вспомнить печально знаменитые законы Драконта 621 г. до н.э. ("драконовские меры"), карающие смертью кражу овощей на рынке, праздность, допускающие возможность наказания не только людей, но и животных, а также предметов вовсе неодушевленных (например, упавшую статую, задавившую гражданина, афиняне приговорили к смерти и утопили). Однако в период расцвета афинской демократии и права, суровость сохранилась лишь по отношению к рабам и иностранцам.

В уголовно-правовой сфере Афин мы можем наблюдать определенный гуманизм, который проявляется в следующем:

а) основными наказаниями для граждан были штрафы или конфискация имущества (в отличие от Древнего Востока, где такими основными наказаниями были смертная казнь, телесные и членовредительские наказания);

б) смертная казнь для граждан могла быть назначена за незначительное число деяний (измена, безбожие, обман народа);

в) приговоренный к смертной казни не только мог сам избрать способ ухода из жизни (меч, яд-цикуты, веревка), но и самостоятельно привести приговор в исполнение;

г) телесные и членовредительские наказания, публичные казни граждан вообще не практиковались;

д) широко применялась атимия (бесчестье) - лишение политических прав (наказание, вообще, древневосточному праву неизвестное).

Подобный гуманизм, весьма необычный для тех суровых времен, видимо, был обусловлен следующими причинами:

а) сравнительно невысокий уровень уголовной преступности среди граждан (большинство афинян относились к среднему классу общества - не богатые, но и не бедные);


Загрузка.

б) высокий уровень благосостояния граждан позволил заменить телесные и членовредительские наказания штрафами;

в) граждан было немного, каждый был на счету как воин, налогоплательщик и собственник;

г) граждане сами устанавливали для себя законы (в том числе и уголовные).

Рекомендуем ознакомится: http://studopedia.ru