Часовня-ротода во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио (Темпьетто)

Всеобщая история архитектуры, том 5
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков
Эпоха Возрождения
1967г. Москва

В центрическом здании, симметричном относительно вертикальной оси, архитекторы эпохи Возрождения видели идеальный образ античного храма, символически связанный с представлениями о божественном начале, совершенстве и гармонии. Однако увлечение чистой формой вступало в противоречие с практикой богослужения, в ходе которого служители церкви и прихожане должны быть отделены друг от друга. Соединить античное совершенство и требования христианства можно было в часовнях, посвященных памяти святых мучеников. К ним относится часовня-ротонда Темпьетто («храмик») в монастыре Сан-Пьетро ин Монторио, построенная в Риме на месте мученической смерти апостола Петра. Небольшое здание увенчано полукруглый купол. Внутри целы (полого цилиндра) находится святилище, а снаружи храм окружен перистилем (внешней колоннадой). Высота целы равна радиусу перистиля. Цилиндр окружают 16 дорический колонн, пропорции которых в точности соответствуют античным образцам. Идеальное равновесие всех частей здания, совершенство форм и пропорций создают дух гармонии и единства.

Темпьетто построен на месте распятия апостола Петра, одного из двенадцати учеников Христа. В крипете под храмом находится отверстие: по преданию, оно было оставлено крестом, на котором апостол принял мученическую смерть.

Неустанно изучая античное наследие, Браманте работал над совершенствованием пропорций архитектурного сооружения. В 1506 году он получил заказ на строительство собора Св. Петра в Риме и применил свои открытия при проектировании огромного здания.

Архитектура ротонды Браманте

  1. План. Темпьетто стоит посреди маленького двора в монастыре Сан-Пьетро ин Монторио на Яникульском холме. Браманте собирался полностью изменить архитектуры двора, организовав его в форме концентрических кругов, повторяющих композиционную основу храма.
  2. Двор монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Часовня, зажатая в небольшом пространстве монастырского дворика, поражает монументальным величием, хотя ее диаметр составляет всего 4,5 метра. Чтобы оценить красоту Темпьетто, надо найти определенную точку зрения. Этим часовня похожа на античные храмы.
  3. Купол. Простые формы купола, укрепленного широкими ребрами, стали образцом для собора Св. Петра в Риме.
  4. Ниши. Оформление ниш в верхней части барабана продолжает традицию античного зодчества украшать здания скульптурой.
  5. Композиционная гармония. Знание законов перспективы и внимательное изучение памятников античности подтолкнуло Браманте к опытам с пропорциями и элементами ордерной системы. Находки художника значительно повлияли на развитие искусства Высокого Возрождения. Стремление к композиционной гармонии было шагом вперед – мастера Раннего Возрождения ограничивались лишь прямыми заимствованиями из классических памятников.
  6. Фриз. Фриз храма повторяет фриз дорического ордера. Триглифы, прямоугольные плиты с тремя вертикальными желобками, размещены над колоннами и между ними. Они чередуются с метопами, которые украшены рельефами.
  7. Цела. Внутренний диаметр цилиндра составляет 4,5 метра. Мастер искусно изменял пропорции частей здания, сообразуясь с его реальными размерами, что позволило максимально уменьшить элементы классического ордера, не нарушая его законов.
  8. Рельефы фриза. Браманте украсил фриз Темпьетто рельефами, изображающими атрибуты св. Петра и символы литургии. Образцом для художника служили античные рельефы, найденные в древних храмах.
  9. Тосканский ордер. Простые и мощные колонны тосканского ордера – римский вариант классического дорического ордера. Распространенного в Древней Греции.
  10. Колонны. Гранитные колонны, точные копии античных, с характерными для тосканского ордера беломраморными базами и капителями придают часовне величественную строгостью и мужественностью.

Подробнее об особенностях Темпьетто

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Часовня-ротонда во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, известная под названием Темпьетто, — первое римское произведение церковного зодчества Браманте. Это миниатюрное сооружение послужило как бы «манифестом» эпохи высокого Ренессанса, где ясно выражена центрально-купольная система.

Капелла Пацци Брунеллески. его же сакристия церкви Сан-Лоренцо представляют собой определенные этапы на пути к освоению идеи симметричного, центрально-осевого купольного сооружения. Темпьетто первая законченно-монументальная постройка архитектуры эпохи Чинквеченто. В ней — предельная простота композиции: небольшой ступенчатый стилобат, круглый корпус церкви с опоясывающим его портиком из шестнадцати дорических колонок и купол-полусфера — вот основные составляющие здания. Декоративные элементы также весьма ограничены, однако в совокупности достигнут необычайный пространственный эффект. Сооружение настолько монолитно и органично, что кажется ни один элемент его не может быть изъят. В нем нет главных и второстепенных деталей — все они водинаковой степени взаимозависят от целого и одна от другой.

Соотношения основных масс и отдельных архитектурных частей ясны и четки. Удачно найденные пропорции и совершенство равновесия частей способствуют достижению эффекта монументальности.

Основной прием Браманте, подобно приему, примененному им при возведении церкви Сан-Сатиро и Санта-Мария делле Грацие. состоит в наращивании отдельных архитектурных масс вокруг одной вертикальной оси, что способствует максимальному выявлению центрального построения композиции. Все сооружение представляет собой как бы ступенчатую пирамиду — от основания здания до венчающего его креста. Прием этот классичен. Он лежит в основе целого ряда античных сооружений; им же, между прочим, объясняется и исключительная монументальность египетских пирамид.

Рекомендуем ознакомится: http://kannelura.info