Мадагаскар
Демократическая Республика Мадагаскар расположена на четвертом в мире по площади острове. Государство также включает несколько других, более мелких островов. Остров Мадагаскар расположен в 390 километрах от Африканского континента и отделен от него Мозамбикским проливом. Протяженность острова с севера на юг составляет 1600 километров и с востока на запад - примерно 570 километров. Площадь острова - 587 041 квадратных километра. В топографическом отношении Мадагаскар можно разделить на несколько существенно различающихся районов:
· Антсиранана - северная часть острова, где расположены наиболее высокие горы, достигающие 2658 метров над уровнем моря. В долинах могут выращиваться тропические культуры. Естественная гавань Антсиранана является крупной военно-морской базой;
· Махаджанга - богатый сельскохозяйственный район страны с крупным портом, носящим такое же имя. Здесь выращивают рис, хлопок, табак и другие культуры;
· Толиаре - в этом достаточно засушливом районе расположены основные минеральные ресурсы острова;
· Восточная часть Мадагаскара с влажным и очень жарким климатом. Здесь расположен самый крупный порт страны - Тоамасина. Это основной регион производства тропических культур - кофе, ванили, сахарного тростника;
· Внутренние горные районы острова, достаточно плотно заселенные. В долинах выращивается рис. Здесь же расположена столица государства - город Антананариву, административный и культурный центр страны.
Климатические различия острова достаточно существенны. На востоке и северо-западном побережье господствует тропический климат. Юг Мадагаскара крайне засушлив. В центральных областях страны, в целом, умеренный климат, наиболее благоприятный для проживания в этих широтах. Реальной проблемой Мадагаскара являются тропические циклоны, которые приходят со стороны Индийского океана и приносят немало проблем восточному побережью страны. Зима на острове сухая, с температурами до + 13? С, что воспринимается местным населением как страшный холод. Самый холодный месяц - июль. Напомним, что в южном полушарии, как известно, все наоборот: зима приходится на май - сентябрь, лето длится с декабря по март. Самый жаркий месяц - январь, с температурами до + 35? С. В зависимости от района острова температуры могут существенно различаться. Естественная растительность сохранилась на острове лишь в небольшом количестве мест. Она была фактически уничтожена, освободив площади для производства сельскохозяйственных культур, чему способствовали и технологии, связанные с выжиганием лесов под пашни. В целом, остров представляет собой смесь саванны и степи. Немалую роль в уничтожении лесов Мадагаскара сыграло интенсивное использование местными жителями дров в качестве топлива. Особенностью природы Мадагаскара является большое количество рек. Они очень невелики по протяженности и имеют много водопадов: необыкновенно живописно, но крайне неудобно для хозяйственного использования рек. Природа Мадагаскара с восторгом описана большим количеством путешественников прошлого и настоящего. Флора и фауна острова отличаются большим количеством эндемиков. Вероятно, самые знаменитые из них - лемуры и дерево путешественников. В реальности же все это - давняя история или, в лучшем случае, достояние заповедников. Наиболее характерные современные ландшафты острова - это различного рода плантации и безлесные горные районы. В целом, можно отметить, что Мадагаскар достаточно благоприятен для жизни (во всяком случае, есть много мест с гораздо более тяжкими условиями), и с этой точки зрения российские эксперты на Мадагаскаре не будут испытывать больших неудобств.
Население и социальные проблемыМадагаскара
Демократическая Республика Мадагаскар с большим трудом может быть отнесена к Африке с точки зрения состава населения. Собственно говоря, Мадагаскар - не Африка, и он никогда не имел принципиального отношения к ней. Население Мадагаскара гораздо более сходно с выходцами из Азии, вернее, из Юго-Восточной ее части. У жителей Мадагаскара есть некоторые черты черных африканцев, но они никогда не играли заметной роли. Населенные пункты Мадагаскара вполне космополитичны, и в них можно найти черты и черной социо-культурной системы, много от арабской и полинезийской культур и даже артефакты западной культуры. В зависимости от населенного пункта, в который Вы попадаете, более или менее заметно доминирование различных элементов тех или иных культур. В этом отношении Мадагаскар сильно напоминает ЮАР, где проживают люди едва ли не всех рас и народов - от одесских евреев до североамериканских индейцев. Отличие Мадагаскара от ЮАР состоит лишь в том, что белые и черные не занимают здесь столь видных позиций ни в численном, ни в иных отношениях. История заселения острова достаточно неопределенна. Хотя принципиальных расхождений в описании того, как попали сюда люди, нет, но нет и знания достаточно большого количества деталей. Останки одного из наиболее древних людей были найдены около современного города Йоханнесбурга, но на Мадагаскар, расположенный практически по соседству, люди попали более замысловатым путем. Остров был заселен и освоен предками современных малагасийцев. Считается, что выходцы из юго-восточной Азии, прибывшие в этот регион, первоначально поселились на восточном побережье Африки. Там прожило несколько поколений их, и только после этого был пересечен Мозамбикский пролив и первые поселенцы появились на Мадагаскаре. Есть основания полагать, что первыми были заселены Коморы, а на Мадагаскар люди попади уже с Коморских островов. Можно только догадываться о том, что побудило переселенцев из Азии сначала приплыть в Африку, а затем покинуть ее, но не в этом суть. Весьма важно, что часть населения современного Мадагаскара, в особенности на его западном побережье, имеет немало черт, свидетельствующих о смешении с черными. В более поздние колониальные времена на Мадагаскар было завезено достаточно большое количество чернокожего населения из других африканских колоний. Их очередное смешение с местными жителями стало основой формирования особой этнической группы. Переселение из Африки на Мадагаскар не носило характера организованной экспансии - это было достаточно неупорядоченное переселение небольшими семьями, которые “приватизировали” свободные земли и осваивали только очень небольшие территории, необходимые для их непосредственного жизнеобеспечения. Эти процессы имели место с X века. Наиболее поздние переселенцы прибыли на Мадагаскар в XIV веке. Они также происходили из Юго-Восточной Азии, но, в отличие от прежних мигрантов, прибыли на остров, минуя континентальную Африку. Эти поселенцы начали осваивать высокие плато и стали основой формирования этнической группа мерина. Мерина до сих пор сохраняют в достаточной чистоте свои малайские черты. Они оказались наиболее развитой в социальном отношении этнической группой.
Добыча полезных ископаемых
На Мадагаскаре обнаружены значительные запасы хромовой руды, графита, слюды, бокситов и железной руды. Также есть небольшие запасы других минералов и руд, в том числе кварца, аметистов, ильменита, циркония, урановых, титановых и некоторых других руд и минералов, которые можно разрабатывать в достаточно ограниченных количествах. Хромовая руда является главным минеральным продуктом, поставляемым на экспорт. Мадагаскар является 10-м в мире производителем хромовой руды. Основные месторождения хрома находятся в районе Андраимена. Есть также шахты на Бефандриана Норд. Производство хромового концентрата возросло с 42 900 тонн в 1983 году до 89 300 тонн в 1986 и 106 800 тонн в 1987 году. Производство графита и слюды в те же годы несколько сократилось, что связано с депрессивностью мирового рынка по этим продуктам. В 1988 году было произведено 14,5 тысяч тонн графита и менее 700 тонн слюды. В конце 1980-х годов их производство снова стало расти. На юго-востоке острова есть достаточно большие запасы бокситов, которые начинают разрабатываться совместно с Европейским Консорциумом (он также разрабатывает железорудные месторождения на острове). Завод по переработке бокситов расположен в Манантенина, на юго-востоке страны; мощность его - 100 миллионов тонн. Перспективными являются месторождения угля, ильменитов, циркония, фосфатов, титана и цинка. На Мадагаскаре есть небольшие месторождения нефти и газа. С 1970 года компании США и Западной Европы работают в этом направлении; уже есть несколько производств, но по различным причинам, в том числе связанным с мировым уровнем цен на нефть и газ, они пока не велики. Новое правительство пытается активно привлекать иностранные компании к разработкам золота на острове. Запасы его небольшие, а добыча составляет всего несколько килограммов в год. Особенно интересуется золотом Мадагаскара Франция, которая вложила около 1 миллиона долларов США в геологоразведочные изыскания. Более серьезное значение имеет разработка ильменитов. Мировой Банк Развития инвестировал деньги в их разведку и начало разработок. Насколько нам известно, разведка началась в 1975 году, а разработки - в 1986 году и натолкнулись на неожиданное сопротивление местных “зеленых”. Охрана природы - не самая популярная тема на Мадагаскаре, но порой всплывает самым неожиданным образом и в самый неожиданный момент. Итогом стали значительные задержки и проволочки в начале производства и экспорта ильменитов. Особая тема в развитии горнорудной промышленности Мадагаскара связана с цирконием (Zr) и рутением (Ru). Предполагается, что объем ежегодного экспорта их должен достичь 40 миллионов долларов США в стоимостном выражении, но пока это лишь проекты. Другой проект касается завода по производству никеля; он уже реализуется - при активном участи КНДР. В заключение стоит упомянуть месторождения платиновых руд, найденные около Андриамена, - это полностью епархия Франции. Насколько можно понять из различных источников, французские компании практически монополизировали разработку этих месторождений. Иногда в промышленности Мадагаскара происходят вспышки производства тех или иных продуктов. Так, в 1991 году начали расти цены на цемент, и Мадагаскар активно включился в его производство и продажу. В 1992 году было продано более 60 тысяч тонн. На экспорт полезных ископаемых приходится 5 % экспортных заработков Мадагаскара. Это очень немного, если учесть, что в целом от своего экспорта Мадагаскар получает всего от 200 до 300 миллионов долларов США ежегодно.
На долю обрабатывающей промышленности Мадагаскара приходится 16 % ВНП страны. Основную роль в ней играет пищевая промышленность, которая поставляет на местный рынок различного рода продукты питания. Текстильная промышленность занимает второе место. Также существует большое количество небольших и откровенно мелких производств самого различного профиля. Обрабатывающая промышленность Мадагаскара не вполне развита. Ее положение осложняется еще и тем, что внутренний рынок страны откровенно невелик: не очень большое количество населения, и самое главное - невероятно низкий уровень доходов его. Минимальное развитие обрабатывающей промышленности на острове ставит задачу выхода на международный рынок, но Мадагаскару крайне сложно делать это хотя бы потому, что под боком - такой мощный конкурент как ЮАР, которая по всем параметрам легко превосходит промышленность маленького островного государства. В 1980 - 90-е годы обрабатывающая промышленность Мадагаскара находится в серьезном кризисе. В середине 1980-х годов положение, казалось бы, начало меняться. В 1985 году МВФ выделил Мадагаскару 40 миллионов долларов США на развитие промышленности. Средства были инвестированы, в основном, в небольшие частные предприятия. Характерно, что с 1987 года французы стали скупать акции некоторых мадагаскарских компаний, специализирующихся на торговле и производстве. С этого времени начинается новый виток иностранных инвестиций в Мадагаскар. Для российских компаний такого рода инвестиции очень опасны. Обычно ими занимаются западные компании, которые ориентированы на вполне откровенную эксплуатацию местного населения и ресурсов, при поддержке своего правительства. Мы не считаем, что частной или даже государственной компании следует обращать чересчур много внимания на социальный аспект или социальные следствия своих инвестиций. Но в то же время нельзя не видеть, что циничное потребительское отношение западных компаний к странам “третьего мира” часто дает самые негативные результаты, оборачивающиеся против них самих же. На Мадагаскаре уже знали прецедент национализации многих отраслей народного хозяйства, и он вовсе не был предопределен коммунистическим поворотом идеологии. Рацирака не был коммунистом - он был националистом, балансировавшим между различными социальными системами: СССР интересовал его не столько с точки зрения строительства коммунизма на Мадагаскаре, сколько с точки зрения поддержания баланса сил с Западом.
Нет оснований считать, что современное благожелательное отношение правительства Мадагаскара к иностранным инвесторам есть дело стабильное. Однако это очень большая и самостоятельная тема, которую следует рассматривать особо. Обрабатывающая промышленность Мадагаскара не представляет практически никакого интереса. Для западных компаний она может быть привлекательна дешевизной труда, но, думается, для российских компаний это не вполне значимый фактор. Как бы там ни было, поставки такого рода продукции с совместных российско-малагасийских предприятий в Россию вряд ли имеют смысл, а поставлять их в другие страны с Мадагаскара невероятно сложно. По факту, это осуществляется только по строго определенным каналам. Например, продукция с совместных франко-малагасийских предприятий идет только во Францию, но никогда в США или ФРГ. Мадагаскарский экспорт вообще-то возможен, но его не следует рассматривать как экспорт на основании рыночных принципов в их теоретическом варианте.
Международные морские перевозки
Сложный рельеф острова, наличие большого количества рек и гор предопределили недоразвитость транспортной сети страны. Строительство автомобильных и железных дорог очень дорогостояще. В целом, при оценке транспортной сети Мадагаскара называется число около 4 000 километров автомобильных дорог, но приятная глазу округлость этих данных наводит на грустные размышления. Еще большие сомнения вызывает то, что в официальных данных не выделяются временные и постоянные дороги. В дождливый период многие дороги на острове перестают функционировать. Постоянные дороги связывают только наиболее крупные города и порты страны. Традиционно больной темой экономики страны является ремонт дорог. На их восстановление и строительство новых ежегодно выделяются большие суммы, но почему-то получается так, что транспортная сеть от этого слабо меняется. Инвестиции в развитие дорожной сети делаются и на международном уровне, под это берутся специальные кредиты, но дороги остаются примерно всё в том же состоянии. По оценкам, в стране имеются около 22 000 автомобилей и небольших грузовиков, 2 500 больших грузовых автомобилей и около 500 автобусов. Транспортные компании, в основном, государственные, но есть и небольшие частные. В стране 1 095 километров железных дорог. Есть две не связанные между собой ветки: из Антананариву и от хромовых месторождений железная дорога идет к порту Тоамасина; на юге железная дорога протянулась от города Фианарантсоа к порту Манакара. Железные дороги давно и однозначно нуждаются в реконструкции.
Характерной чертой автомобильного и железнодорожного транспорта Мадагаскара является его удивительная медленность. Расстояния на острове не очень велики ввиду таковых его естественных размеров, но при переездах приходится находиться в пути неожиданно долгое время. Например, во время поездки по железной дороге из Антананариву в Тоамасина, то есть по дороге № 1 Мадагаскара, в пути нужно провести двенадцать с половиной часов. Дорога очень живописна, но скорость впечатляет не меньше. Переезд на автобусе из Антананариву в город Морондава, расположенный на западном побережье, занимает четырнадцать часов! Опять же - по пути все красиво, но скорость гораздо более изумительна. Главный порт страны - Тоамасина; на него приходится большая часть внешних операций. Важную роль на острове играет воздушный транспорт. На Мадагаскаре 211 самолетов и 30 постоянных взлетно-посадочных полос; есть также некоторое - не вполне определенное - количество временных взлетно-посадочных полос. Национальная компания Air Madagascar на 2/3 принадлежит государству и на 1/3 ее совладельцем является Air France. Говоря в целом относительно транспорта, следует отметить, что, с этой точки зрения, Мадагаскар - классическая страна “третьего мира”. Существующая транспортная сеть его есть во многом наследие колониального периода и не вполне связана с настоящими потребностями населения и экономики страны. Внутренние потребности в перевозках грузов и перемещениях населения не очень велики, и существующая сеть их, скорее, удовлетворяет, но для интенсификации внешнеэкономической деятельности она, конечно, нуждается в радикальной реконструкции. Сам Мадагаскар этого никогда не станет делать, а зарубежные инвесторы с подобными дорогостоящими проектами также предпочитают не связываться.
Потенциально Мадагаскар может быть интересным и перспективным местом для туризма. Дешевизна страны, как правило, гарантирует дешевизну сервиса, а это очень существенно не только для российских, но и для западных туристов. Но для интенсивного развития туризма существует масса препятствий, связанных, в основном, с неразвитостью инфраструктуры. Много сложностей и в том отношении, что знаменитая природа Мадагаскара сохранилась весьма неважно и только в редких, удаленных местах. Хотя на острове, действительно, есть все, о чем принято писать в классической страноведческой и туристической литературе, - лемуры, знаменитое дерево путешественников и проч. но в естественном виде все это существует в небольших количествах и не вполне удобных для посещения местах.
Количество иностранных туристов на Мадагаскаре существенно колеблется по годам. В 1983 году их было 15 тысяч, в 1990 году - 39 тысяч, в 1991 году - 22 тысячи, в 1992 году - 35 тысяч.
Есть планы доведения количества туристов до 100 тысяч человек ежегодно, но это, скорее, только планы, хотя для их реализации уже затеяли строительство нескольких новых отелей 4-звездного уровня.
Можно отметить, что в отношении туризма Мадагаскар сильно уступает таким островным государствам как Маврикий, который ежегодно посещают около 250 тысяч туристов, и другим островам Индийского океана. Он значительно уступает и таким странам как ЮАР, Ботсвана, Намибия (хотя в целом они оккупируют существенно иные ниши международного туризма, но отчасти пересекаются с Мадагаскаром). В развитии международного туризма на Мадагаскаре акцент делается на экзотической рыбной ловле, но это не вполне убедительное развлечение, чтобы заставить туристов пересекать половину земного шара исключительно ради этого странного занятия. Учитывая постоянную политическую нестабильность острова, в обозримом будущем он вряд ли сможет привлекать большее количество туристов.
Единственное, что может изменить положение, - это налаживание связей Мадагаскара с ЮАР. В таком варианте количество иностранных туристов в лице белых южноафриканцев может быть достаточно велико, но это станет возможным только в случае широкомасштабного развития связей Мадагаскара и ЮАР.
В то же время нельзя не отметить серьезного противоречия между декларациями о развитии туризма на Мадагаскаре и желательности его интенсификации и реальным положением дел. Попасть туристу на Мадагаскар весьма сложно. Существуют реальные проблемы с получением виз, которые обязательны для всех, независимо от гражданства. По Мадагаскару практически нет столь уважаемых западными путешественниками и отдыхающими туристических пакетов, которые сочетали бы отдых на побережье с турами по острову. Даже из ЮАР, расположенной в непосредственной близости, организовать поездку на Мадагаскар очень сложно.
Интересным противоречием туристического бизнеса Мадагаскара является вопиющее несоответствие дешевизны страны и удручающе низкого уровня доходов ее населения с дороговизной гарантированного качественного сервиса. Если не ставить своей целью возвращение назад к природе, то за туристический сервис приходится платить очень немало. По стоимости туристических услуг Мадагаскар не уступает западным странам, но при этом сохраняется высокая вероятность того, что, несмотря на заплаченные деньги, сервис не будет достаточно качественным.
Все это, естественно, осложняет развитие туризма на острове. В целом, нельзя не заметить, что Мадагаскар - достаточно закрытая страна, где в реальности не особенно приветствуются визиты иностранных туристов. Как это часто бывает в жизни, декларации очень сильно расходятся с реалиями.
Рекомендуем ознакомится: http://otherreferats.allbest.ru