Этнический туризм и его современное развитие в России
В данном реферате мы рассмотрим один из вышеперечисленных видов туризма «этнический туризм».
этнический туризм рекреация фольклорный
Глава 2. Понятие этнического туризма и его классификация
2.1 Этнический туризм
Этнический туризм основан на посещении туристами мест своего рождения, проживания родственников и близких. Вместе с тем этнический туризм определяется различными авторами совершенно по-разному.
-этнокультурный туризм - поездки, организуемые в места проживания малочисленных народов, не имеющих своего национального государственного или административного образования;
-туризм соотечественников - туристские поездки соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья, в том числе по линии родственных связей, которые призваны сохранять родственные узы, способствовать культивированию родного языка, приобщению к своим национальным ценностям, взаимопониманию и сотрудничеству;
-ностальгический туризм - поездки к месту рождения, юности, прошлого проживания, к местам своего происхождения. [6]
В современной туристской литературе, не смотря на частое использование термина «этнический туризм», отсутствует его общепринятое и непротиворечивое определение. Кажущееся тождество понятий «этнокультурный» и «этнический туризм» - это не больше чем их внешнее сходство. Этнический туризм ориентирован на изучение модальных, стандартных, массовых форм этнического бытия, тогда как путешествия с этнокультурной мотивацией стоит рассматривать как более сложный феномен. С учетом разнообразия туристских ресурсов, диапазона туристских потребностей клиентуры и во многом обусловленной этими факторами вариативностью туров и программ этнический туризм выделяется среди прочих подвидов отечественного этнокультурного туризма едва ли не самым большим потенциалом к развитию.
Некоторые зарубежные авторы придают этническому туризму расширительное толкование, включая в объект познания любой из аспектов истории и социальной действительности различных народов. Но чаще этническим туризмом в отечественных и зарубежных источниках называют путешествия с целью приобщения к бытовому укладу и обычаям народов, ведущих традиционный или близкий к нему образ жизни.
Также этнический туризм можно трактовать как понятие, синонимичное аборигенному туризму. Многократно увеличившееся за минувшие полвека число туристских визитов в общины индейцев в Северной Америке, коренных австралийцев в Австралии, полинезийцев и меланезийцев в Океании, саамов в Северной Европе правомочно рассматривать как классическое проявление описанного феномена. В последние два десятилетия тенденция к поступательному развитию аборигенного туризма дала о себе знать и в России. В частности, наибольших сравнительных успехов на этом поприще добился ряд регионов Сибири и Дальнего Востока (республики Алтай и Бурятия, Прибайкальский, Забайкальский, Камчатский, Хабаровский и Приморский края, Амурская область) и европейского севера (Мурманская область).
Параллельно в отечественной туристике бытует и другое понимание этнического туризма, почти тождественное современной дефиниции ностальгических путешествий. Некоторое сходство с ностальгическим туризмом в данном случае заключается в стремлении прикоснуться не к любой, а именно к собственной этнической традиции. [1]
2.2 Классификация этнического туризма
Классификация, как известно, является инструментом научного познания. Согласно экономико-математическому словарю, классификация представляет собой отнесение объектов, элементов некоторого множества к тому или иному классу (подмножеству, элементы которого характеризуются неким существенным признаком или группой существенных признаков). Классификация любых явлений позволяет выделить особенности структурных составляющих, ранжировать структуры по их значимости и расставить приоритеты, что необходимо для решения многих задач, в том числе касающихся управления туризмом.
В настоящее время не единой общепринятой классификации туризма, а в основе наиболее распространенных из них лежат признаки цели туризма, возрастной категории туристов, продолжительности путешествия и способа организации поездки. Интересно отметить, что в существующих классификациях туризма этническому туризму отводится разное место, что обусловлено несогласованностью определений понятия «этнический туризм» в научно - исследовательской и учебной литературе. Одни авторы, говоря об этническом туризме, используют разные термины, например «этнографический», «ностальгический», «глубокий», или «аборигенный», другие полагают, что возник новый вид туризма, выделяя при этом этнографический и этнический виды туризма как самостоятельные; третьи рассматривают этнический туризм как разновидность культурного и как особое направление экологического туризма.
Наблюдаемая несогласованность мнений авторов относительно этнического туризма и его отсутствие в наиболее распространенных классификациях туризма обозначили один из главных вопросов, возникающих в процессе его изучения, - вопрос о том, относится ли этнический туризм к самостоятельному виду или является принадлежностью другого вида, т.е. разновидностью.
Для ответа на этот вопрос рассмотрим определения понятия «этнический туризм», предлагаемые различными авторами:
1. Биржаков М.Б. Подвид культурного туризма, направленный на знакомство с отдельными нациями и народами и их изучение в целях культурного и языкового обмена.
2. Малова Н.А. Вид туризма, связанный с посещением исторической родины или мест рождения родственников.
3. Моралева Н.В. Ледовских Е.Ю. Сегмент туриндустрии, в котором участвует коренное население, чья этническая особенность и является основной туристической достопримечательностью.
4. Программа развития туризма в г. Минске на 2006-2010 гг. от 31 декабря 2005 г. № 212. Вид туризма, который позволяет удовлетворить интерес потребителей к самобытной народной культуре. Туристы о время экскурсии знакомятся с архитектурой, фольклором, обрядами, народными традициями, ремеслами, блюдами национальной кухни.
5. Романов А.А. Саакянц Р.Г. Вид туризма, совершаемого народами в разных странах, имеющих единый или родственный языки либо связанных общностью истории и культуры.
6. Сундуев Ч.Ч. Хышиктуева Л.В. Одно из направлений культурно- познавательного туризма, которое подразумевает погружение туриста в среду коренного населения, знакомство с местной национальной культурой.
Из приведенных определений видно, что понятие «этнических туризм» трактуется различными авторами по-разному, а место этнического туризма в системной классификации понятий оценивается неоднозначно - этнический туризм признается видом туризма, подвидом, сегментом, направлением культурно-познавательного туризма.
Отнесение этнического туризма к категории разновидности было оправданно в прошлом столетии, однако в настоящее время, на наш взгляд, этнический туриз не является разновидностью, а относится к самостоятельному виду. Целесообразность закрепления за этническим туризмом статуса самостоятельного вида обусловлена рядом причин.
Во-первых, этнический туризм распространен во всем мире. Это связано с тем, что возможности для знакомства и соспрокосновения с подлинной, уникальной, традиционной жизнью людей имеются в различных уголках мира. В Российской Федерации все больше регионов экономически заинтересовано развивать этнотуризм. К их числу относятся республики Карелия, Марий-Эл, Саха, Бурятия, Приморский край, Иркутская и Самарская области и др.
Во-вторых, этнический туризм имеет тенденцию к непрерывному развитию, что вызвано процессами глобализации, утратой идентичности социальными группами, этносами, народами, а также, как отмечают ученые, «постмодернистскими настроениями в обществе, проявившимися в тяготении к самопознанию».
В-третьих, интерес к этническому туризму нарастает, что подтверждается увеличением количества туристов, желающих познать жизнь самобытных народов, а также проявлением инициативы этническим общностями, обусловленным большим количеством социальных функций, которые выполняет этнический туризм. В частности, этнический туризм сособствует укреплению толерантного отношения к представителям разных этносов; помогает сохранению культурного, социального и ландшафтно-экологического разнообразия; способствует укреплению чувства идентичности и дальнейшему сохранению культуры региона; сохраняет многообразие и многоликость современного мира, способствует возрождению местно кухни, местных способов изготовления традиционных предметов быта и ремесел, а это в конечном итоге «возрождает местные сообщества в целом и обеспечивает альтернативу постепенному экономическому спаду и депопуляции, которые грозят многим поселкам».
Таким образом, учитывая, что субстанцией этнического туризма является этническая общность, базовой составляющей которой служат люди, а также перспективу его распространения, можно сформулировать следующее определение понятия «этнический туризм»: это вид туризма, основная цель которого заключается в познании бытовой культуры народа той или иной этнической общности.
Уточненное содержание понятия «этнический туризм» и закрепление за ним статуса самостоятельного вида создают условия для более глубокого его изучения. В частности, нами выявлены две разновидности этнического туризма - поверхностный и глубокий. [4]
Глава 3. Особенности развития этнического туризма в России
Современное российское общество с каждым годом все активнее предъявляет к внутреннему туризму самые разнообразные требования. То обстоятельство, что Российская Федерация представляет собой огромное многонациональное государство, заставляет внутренний туризм реагировать на этнокультурные интересы, запросы и потребности ее населения и развивать в себе специальное - этнокультурное - направление.
Важность развития данного вида туризма для российского государства очевидна. С одной стороны, этнотуризм может способствовать удовлетворению этнокультурных социально-психологических и в целом познавательных потребностей россиян, а также содействовать их более тесному этническому знакомству и межкультурному взаимодействию. С другой стороны, этнотуризм может выступать эффективным средством воздействия на российскую экономику, развивая ее на первоначальном этапе в региональных и местных масштабах и далее, в масштабах страны. [2]
В России сейчас повышается интерес к традиционной русской культуре, и как следствие активно развивается этнографический туризм. Наряду с архитектурно - этнографическими музеями под открытым небом: Кижами, Витославлицами, Малыми Карелами, Семенково (архитектурно - этнографический музей Вологодской область), открываются комплексы с характерными названиями: Тридевятое царство (Ярославская область), Город мастеров (Нижегородская область). Строятся многочисленные сельские усадьбы, предоставляющие услуги не только проживания, но и традиционного досуга (деревня Мандроги, Ленинградская область).
Развитие же этнического туризма, ориентированного на знакомство с традиционной русской культурой, в нашей стране сталкивается с дополнительной проблемой.
Традиционные культурные ландшафты европейской территории России в ХХ в. подверглись значительному разрушению, и их восстановление должно предшествовать или идти параллельно с развитием этнического туризма, а это требует дополнительных капиталовложений и долгосрочных государственных программ, направленных на восстановление традиционной системы расселения и традиционного природопользования.
Говоря о традиционной культуре и ее возрождении, сегодня чаще всего обращаются к Русскому Северу - Пинежью, где еще сохранились живые русские деревни. Здесь еще можно найти молодое поколение, способное поддерживать традиционное хозяйство, еще живы старожилы, готовые принимать туристов в своих домах и учить их местным напевам и обрядам, в бабушкиных сундуках еще сохранились наряды начала прошлого века, а на чердаках предметы деревенского быта столетней давности. Еще есть мастера, хранящие традиции народных промыслов - резьбы по кости, плетения из бересты, резьбы по дереву. К сожалению, современный сценарий развития рекреации на Русском севере напоминает азиатский вариант развития этнического туризма. Продукция, произведенная на местных полях, не может конкурировать с продукцией, произведенной в других регионах, а дома местных жителей - с гостевыми домами, хозяева которых живут в Москве, Петербурге, Архангельске. Уходят из жизни старики, унося воспоминания, песни, сказы и мастера, способные передать свое искусство последующим поколениям. Живая культура подменяется фольклорными шоу, разрушаются дома, зарастают поля, и покосы, «местные» сувениры завозятся из Китая, а молодежь уезжает в города. [8]
Этнический туризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов. Современному обществу интересно изучение образа жизни различных народов, которые жили в давние времена, интересно знать их культуру и быт, знать историю происхождения своих предков, их обычаи и традиции, уклад жизни. У этнического туризма на сегодняшний день существуют прекрасные перспективы для развития, так как сегодня спрос на необычные места отдыха только растёт.
С каждым годом растет число туристов подобными путешествиями, тех, кто желает испытать на себе жизнь глубинки или окунуться в какую-либо историческую эпоху, оказавшись в бережно сохраненном уголке истории. Этнический туризм, являясь одним из направлений культурно-познавательного туризма, позволяет совместить отдых с образованием. Только в таком окружении можно познакомиться с историей того или иного государства, окунуться в другую эпоху, представить себя другим человеком чаще всего аборигеном проживающим на данной территории. Мировая практика доказывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека, главным образом посредством знакомства его с культурными традициями народов.
Одним из перспективных направлении этнического туризма является посещение этнических или фольклорных деревень, в которых представлен быт, традиции и культура того или иного этноса. Таким образом, современные высокоурбанизированные страны могут познакомить туристов не только с историей страны, но также с бытом и укладом жизни проживающих на его территории этносов. В таких деревнях можно принять непосредственное участие в проведении обрядов и церемоний, примерить национальную одежду, заняться национальным ремеслом и даже остаться на ночь. Для России этнический туризм представляет собой весьма перспективное направление для развития, Этнические экспедиции всегда будут популярны среди исследователей, фольклористов, да и просто жителей нашей страны. Богатая культура и история, разнообразные традиции, большое количество различных этносов, проживающих на территории государства, только способствуют его развитию.
По своей мотивации участники этнографических туров весьма схожи с эко- и агротуристами. По оценкам экспертов, именно экотуристы с низким уровнем притязаний к уровню комфорта составляют ведущий сегмент на рынке этнографического туризма. Растущая популярность туров на Русский север, Алтай, в Прибайкалье, в которых удачно совмещены элементы экологического, этнографического и агротуризма, свидетельствует о больших шансах на успех подобного рода программ и в других регионах России. [3]
1. Бутузов А.Г. Этнокультурный туризм: учебное пособие. - М.:КНОРУС, 2013. -248 с.
2. Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса: научный журнал/ учредитель ФГБОУ ВПО РГУТиС. -2012, №3(22). С. 12.
3. Бутузов А.Г. Сервис в России и за рубежом. -2009, №4 (14)
4. Барлукова А.В. Известия Иркутской Государственной экономической академии. -2010, №4 [
5. Исмаев Д.К. Организация въездного туризма в Российскую Федерацию: учебное пособие/ Исмаев Д.К.-- Электрон. текстовые данные.-- М. Книгодел, МАТГР, 2009.-- 152 c.
6. Кусков, А.С. Джаладян, Ю.А. Основы туризма: учебное пособие. - М.:КНОРУС, 2008. -400 с.
7. Солодовникова Ю.Р. Виды туризма: учебное пособие/ Солодовникова Ю.Р.-- Электрон. текстовые данные.-- Омск: Омский государственный институт сервиса, 2013.-- 212 c.
8. Современные проблемы сервиса и туризма: научно-практический журнал/ учредитель ФГБОУ ВПО РГУТиС. -2014, №1 С. 67-68
Размещено на Allbest.ru
Рекомендуем ознакомится: http://knowledge.allbest.ru