Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство

Глава 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИЗМА

4.9. Детский туризм

Детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм, в отличие от других видов спорта, является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий.

Одной из важных целей детско-юношеского туризма как спорта, оздоровления и вида деятельности является формирование здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании детей.

Принимая во внимание, что дети и молодежь - будущее поколение страны - в современных экономических условиях не должны терять нравственные ориентиры, скатываться в бездуховную, наркоманную и криминальную среду городов, перед детским туристским движением страны сегодня стоят первоочередные задачи:

- вернуть молодому поколению прекрасный мир спортивного туризма и развивать его;
- эффективно обучить жизненным навыкам выживания человека в природной и городской среде обитания.

Новые экономические отношения, происходящие в стране, обострили проблемы в детском спортивно-оздоровительном туризме, потребовали изменений в процессе деятельности основной материальной и организационной базы массового туризма.

Спортивно-оздоровительный туризм России, в состав которого органично входит детско-юношеский туризм, не оставлен без внимания Правительством РФ. Так в Федеральной программе развития туризма Российской Федерации от 26.02.1996 года № 177 "Развитие туризма в Российской федерации" определены основные направления развития и детско-юношеского туризма.

Актуальность исследования детского оздоровления в системе спортивно-оздоровительного туризма России обусловлена, прежде всего, социально-экономическими реформами, осуществляемыми в стране, созданием новой государственной системы оздоровления детей, действующей и по линии просвещения и по линии социально-страховых учреждений.

Как социальное явление нового времени детско-юношеский туризм и краеведение являются детищем промышленной революции, когда появление буржуазных отношений в Западной Европе породило новые требования к воспитанию подрастающего поколения. На историческую сцену в эпоху Возрождения выступил идеал формирования всесторонне развитой личности. Одной из первых попыток использования туристских походов в воспитательных и образовательных целях была организация подобных занятий в "Доме игр" - школе, созданной в 1425 г. Витторино да Фельтре в Мантуе (Северная Италия). Его воспитанники совершали однодневные и многодневные походы в предгорьях Альп. В конце XVII - начале XVIII вв. в школах Англии, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии и других стран при изучении отдельных предметов биологического цикла учителя стали использовать пешеходные прогулки и поездки в окрестности. Такие простейшие формы путешествий получили название экскурсий. При этом необходимость развития исследовательских способностей учащихся признавалась многими известными педагогами эпохи Просвещения. Значимость наглядных, исследовательских методов в образовательном процессе неоднократно подчёркивали в своих работах Я. А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег. В школах нового типа - коллегиях, учащимся раз в неделю предоставлялся один рекреационный (свободный) день, который, в основном, использовался для прогулок и походов с познавательными целями. Разрабатывая программу общедоступных средних школ, Я. А. Коменский предлагал оставлять в конце обучения два или три года для путешествий.

В России интерес к путешествиям исторически оказался тесно связан с краеведением. Сведения о прошлом селений, городов и областей вошли в местные и общерусские летописи. Поэтому мы вправе считать их первыми краеведческими исследованиями в нашей стране. В конце XVII в. С. У. Ремизов создает первый русский атлас по этнографии и археологии.

Начало стимулируемых краеведческих исследований относится к эпохе преобразований начала XVIII в. и связано с Указом Петра I от 13 февраля 1718 г. в котором предписывалось докладывать царю обо всех любопытных находках, а тех, кто их обнаружит - награждать: "Также, если кто найдет в земле или в воде, какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенными; также, какие старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду или прочее все, что зело старо и необыкновенно также бы приносили, за что будет довольная дача"

Ярым сторонником активного привлечения широких слоев населения к краеведческим исследованиям был В. И. Татищев. В 1734 г. он разослал по России анкету из 92 вопросов, а в 1737 г. из 198 вопросов - для сбора данных об отдельных территориях для своей "Истории Российской с древнейших времен".

В 1760 г. М. В. Ломоносов разослал Академическую анкету, ответы на которую просил направить в Академию наук. М. В. Ломоносов, сам русский народный самородок, стремился привлечь малых, особенно крестьянских детей к приискам неизвестных руд, дорогих металлов и камней.

Практика, как основа познания мира окружающей действительности, была одним из лейтмотивов реформ, проводимых в области образования в России на протяжении XVIII и XIX вв. Именно это направление активно развивали Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович, А. Н. Радищев. Благодаря их деятельности в среде педагогической общественности появилось значительное число сторонников так называемого "экскурсионного метода" исследовательской деятельности. Н. И. Новиков в статье "О воспитании и наставлении детей" писал: "Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учится тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать". Подобные педагогические идеи нашли отражение в ряде документов той поры - "Уставе народным училищам в Российской империи" 1786 г. а также "Уставе учебных заведений, подведомственных университетам" 1804 г.

Программы, утвержденные для народных училищ в 1782 г. предписывали учителям собирать и использовать различные краеведческие сведения, записывать важнейшие местные события, дабы история Российского государства имела со временем достоверные памятники.

В XIX в. в странах Западной Европы, а также России большую популярность приобретает идея "наглядности" в школьном образовании, сформулированная ещё в пору Песталоцци, а также идеи, связанные с развитием творческих способностей ребёнка, как условия успешного обучения. "Природные способности человека, природосообразно развитые элементарно поставленным обучением наблюдению, языку, числу и форме одинаково сказываются на всех отраслях человеческих знаний".

На первый план выступает идея прагматизации знания, возможность его практического применения. Так в книге Ф. Гансберга "Творческая работа в школе", переведённой с немецкого языка и изданной в 1913 г. прямо говорится о том, что всякое знание имеет значение лишь постольку, поскольку оно может быть применено к современности и к будущему, к нашей жизни и к развитию человечества. Применимость - вот пробный камень для всякого знания, называется ли оно биологией или социологией. Применимость знаний - это был своего рода социальный заказ в условиях формирующегося индустриально-буржуазного общества.

Подобные идеи в России пробивали себе дорогу непросто, что, безусловно, связано с условиями ее исторического развития в XIX в. Одним из первых, кто на практике использовал различные формы исследовательской деятельности учащихся, был декабрист И. Д. Якушкин, будучи в ссылке, преподававший в Ялуторовской женской школе. Он был одним из первых энтузиастов и организаторов экскурсионной работы и туризма с детьми. В частности, он практиковал летние походы и экскурсии с целью изучения окружающей природы.

В конце XIX и, особенно в начале XX в. туристско-экскурсионному направлению исследовательской деятельности в отечественной педагогике стало уделяться повышенное внимание. В этом виде педагогической деятельности объединились интересы общества, педагогов и самих учащихся. Немалая заслуга в обосновании эффективности экскурсий с точки зрения получения научно-практического знания принадлежит К. Д. Ушинскому, А. Я. Герду, П. Ф. Каптереву.

Основатель русской физической культуры П. Ф. Лесгафт настоятельно рекомендовал взрослым и детям прогулки, экскурсии и походы, как способ оздоровления и закалки. В отношении преподавания, использующего краеведческий подход, он писал, что вообще все, что преподается в школе, должно быть непременно связано с жизнью; необходимо всегда исходить из наблюдения над жизнью, насколько это возможно. Н. Ф. Бунаков и В. П. Вахтеров разработали методику широкого применения краеведческих знаний в обучении. П. Ф. Каптерев в 1885 г. в своей работе "Дидактические очерки" отмечал что, несомненно, придёт время, когда кругосветное путешествие, в видах учебно-воспитательных, будет необходимым элементом серьёзного общего образования. Педагогу нужно серьёзно озаботиться тем, чтобы по возможности в каждой отрасли знания основные представления и понятия были приобретены вполне наглядным путём, иначе будет недостаток основательности и твёрдости в знаниях.

Первые массовые ученические экскурсии были проведены в 1892 г. Крымским горным клубом для учеников одесских реальных училищ. В начале XX в. в стране существовало около 100 организаций, которые занимались проведением экскурсионной работы. В этот период по всей России создаётся большое количество добровольных обществ, главная цель которых - знакомство и изучение родного края, организация познавательно-образовательных экскурсий и научных путешествий в различные уголки страны. При этом участники экскурсий занимались не только созерцанием красот природы и историко-культурных памятников, но и проводили практические наблюдения, ставили опыты, результаты которых старательно фиксировались и публиковались в печатных изданиях учебных заведений.

В числе наиболее известных обществ, созданных в этот период и оставивших о себе добрую память, можно назвать Кавказский альпийский клуб в Тифлисе, Крымско-Кавказский горный клуб в Одессе, Владикавказский горный клуб, Московское общество грамотности, Тверское общество внешкольного развития учащихся, общество содействия экскурсиям учеников, созданное при Курском реальном училище, общество организации путешествий учеников при Тверской женской гимназии Л. А. Римской-Корсаковой, физико-математический кружок при Ярославской мужской гимназии, научное общество при Тенищевском училище в Санкт-Петербурге и др. Тематика и направления деятельности этих обществ были весьма разнообразны.

К концу XIX в. было многое сделано для того, чтобы вовлечь учительство в туристско-экскурсионную работу. Были намечены многодневные маршруты по стране: два в Крыму, три по Северу, шесть по Кавказу и один по Уралу. Решением царского правительства был создан особый ученический приют, принимавший на ночлег путешествующих гимназистов и учеников реальных училищ, через который только в 1909 г. прошли 119 групп.

Подобная активная работа учителей не осталась незамеченной властями. Так, Министерство Народного просвещения в 1910 г. рекомендовало к включению в учебные программы экскурсии, как вид оздоровительно-исследовательской деятельности. Идя навстречу многочисленным просьбам руководителей ученических обществ, Министерство путей сообщения ввело в 1899 г. общий льготный тариф для всех железных дорог на летний период. По этому тарифу было предоставлено право бесплатного проезда на расстояния до 50 верст ученикам и ученицам низших учебных заведений в сопровождении лиц воспитательного персонала в отдельных вагонах по тарифу третьего класса. Позже льготный тариф для ученических экскурсий стал действовать на большее расстояние, но со скидкой в 75 % со стоимости билетов. С 1906 г. льготы были сокращены до 50 %, но доехать по нему можно было от Санкт-Петербурга до Кавказа.

В начале XX в. издавались специализированные туристско-экскурсионные журналы: "Русский турист" в Санкт-Петербурге, "Экскурсионный вестник" в Москве, "Записки Крымско-Кавказского горного клуба" в Одессе, где каждое общество стремилось на страницах печати поделиться своим опытом. Еще в 1899 г. на страницах журнала "Русский турист" была учреждена специальная рубрика "О школьных путешествиях и образовательных прогулках". Здесь приводился опыт проведения экскурсий в школах России.

Одним из первых, кто в начале ХХ в. обосновал значение дальних экскурсий, их воспитательно-образовательный смысл, был И. М. Гревс. Он писал, что "главная, самая определяющая черта в природе экскурсии - это непосредственное соприкосновение человека с миром через активное путешествие к нему". Путешествие, считал он, - это один из величайших факторов развития культуры. В 1903 г. в Санкт-Петербурге издается книга "Образовательные прогулки по России". В 1910 г. была выпущена книга "Школьные экскурсии, их значение и организация". В 1921 г. по рекомендации Н. К. Крупской эта работа была переиздана вновь.

Туристско-краеведческая деятельность за период с 1918 по 1928 годы была сосредоточена во внешкольных учреждениях и проводилась в форме многодневных (6-10 дней) экскурсий, путешествий, так называемых "кочёвок". Главной их тематикой было изучение естественноисторических дисциплин, сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов. Примечательно, что уже в 1918 г. в Наркомпросе организуется специальное бюро школьных

экскурсий. По поручению наркома просвещения А. А. Луначарского профес-сор И.И. Полянский организовал к маю 1919 г. шесть экскурсионных станций для экскурсионно-исследовательской работы с учащимися и учителями единой трудовой школы. Организационно-методическая сторона туризма и краеведения определялась в то время работами И. М. Гревса, Н. П. Анциферова, Б. Е Райкова, А. А. Яхонтова, Н. К. Крупской. В первом номере журнала "Экскурсионный вестник" И. М. Гревс писал о том, что, необходимость сделать экскурсию основным фактором школьного курса является задачей нового времени. В конце 20-х гг. Обществом пролетарского туризма и экскурсий был объявлен Всесоюзный исследовательский поход "За сырьем для станков пятилетки", в котором приняли участие большое количество групп юных туристов. Академик А. Е. Ферсман, сразу оценивший возможную пользу походов, писал, что "от туризма мы переходим к целому ряду этапов нашей работы в области не только научных открытий, но и завоеваний большого хозяйственного значения".

В тридцатые годы в практике многих советских педагогов значительное место занимали туристские походы и экскурсии. Интересен опыт А. С. Макаренко, который широко применял коллективные походы в целях воспитания.

Выдающийся педагог использовал походы как стимул, как подарок коллективу за успехи учебного и трудового года. Анализируя опыт туристской работы в коммуне им Ф. Э. Дзержинского, Макаренко считал, что нет лучшего метода образования и развития молодёжи, чем летние экскурсии и походы, ежегодно устраивая их для своих воспитанников.

В предвоенные годы усилению туристско-краеведческой работы среди детей способствовал ряд мер. В 1932 г. коллегия Наркомпроса РСФСР приняла постановление "Экскурсионно-туристическую работу среди детей на высшую ступень", в котором поручалось "краевым, областным и районным отделам народного образования совместно с детскими коммунистическими организациями принять все меры к организации в городах, рабочих и важнейших колхозных районах детских экскурсионно-туристических станций и баз на них, проводя через последние методическую работу". В 1937 г. был объявлен Всероссийский поход пионеров и школьников за минеральным сырьем.

В 1940 г. был издан приказ Наркома просвещения РСФСР "О детском туризме". В школах были созданы клубы юных туристов. "Детский туризм и экскурсии, - заявил нарком просвещения Потемкин на коллегии Наркомпроса, - это такой вид учебно-воспитательной работы, в который должны быть вовлечены все учащиеся". Туризм и экскурсии преследуют, прежде всего, общеобразовательные задачи и в самой своей организации несут элементы физической закалки и подготовки будущего бойца. За 1940 г. к участию в походах была привлечена 261 тысяча школьников. В начале 1941 г. были объявлены Всесоюзные экспедиции пионеров и школьников по местам боевой славы гражданской войны и по изучению малых рек.

В годы Великой Отечественной войны туристско-краеведческая деятельность школьников была направлена на помощь фронту и тылу. Дети собирали дикорастущие полезные растения, записывали биографии героев Великой Отечественной войны, помогали семьям фронтовиков и инвалидов.

В послевоенные и 50-е гг. детский туризм стал массовым. Многие учителя - бывшие фронтовики - организовывали походы по местам сражений, приобщали детей к славе и подвигу нашего народа. Именно в это время многие учителя стали использовать туризм как эффективное средство воспитания и обучения. В. А. Сухомлинский писал: "Настоящее моральное воспитание невозможно без эмоционального общения с природой". Его многочисленные прогулки с детьми в лес, к реке, в поле носили познавательный характер, были уроками гуманизма. В конце 40-х - начале 50-х гг. входят в практику ежегодные слеты юных туристов городов, областей, а позже - Всероссийские и Всесоюзные.

24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон "Об укреплении связи школы с жизнью". Были утверждены новые учебные планы, программы, в которых подчёркивалась особая роль краеведческого подхода к преподаванию школьных предметов, значение экскурсий, наблюдений в природе.

В середине 60-х гг. берёт своё начало Всесоюзный поход "Дорогой славы отцов". Первый Всесоюзный слёт участников похода по местам революционной, трудовой и боевой славы состоялся 19 сентября 1965 г. в крепости-герое Бресте. В походе приняли участие более трех миллионов человек. Во время походов сооружались памятники погибшим, приводились в порядок места захоронений, устанавливались имена тех, кто погребен в братских могилах. Было проведено 11 этапов похода. Всесоюзные слёты проводились в Москве, Ленинграде, Киеве, Ульяновске, Волгограде, Иванове, Минске, Ереване; 12-й (и последний) слет проходил уже под другим названием.

В 70-е гг. получила продолжение практика проведения Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников. Была объявлена Всесоюзная экспедиция "Моя Родина - СССР".

Экспедиция была посвящена 50-летию образования Советского Союза и 50-летию присвоения комсомолу и пионерии имени В. И. Ленина. Основной целью являлось воспитание учащихся на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа, на примерах дружбы и братства народов нашей многонациональной страны. В школах в каждом классе предполагалось создать экспедиционный отряд. Как впоследствии показали отчеты с мест, такие отряды удалось создать более чем в 20 % классов. Проводились слёты лучших экспедиционных отрядов, конференции, выставки краеведческих материалов, создавались музеи, велась шефская работа с ветеранами.

С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется программа туристско-краеведческого движения "Отечество", пришедшая на смену экспедиции "Моя Родина - СССР". В настоящее время детский туризм переживает не лучшие времена. Коммерциализация, которая затронула все сферы жизнедеятельности нашего общества, коснулась и детского туризма. В то же время, именно сейчас, как никогда необходимы долгосрочные программы, направленные на оздоровление подрастающего поколения.

Изучив материалы данного раздела, Вы получили сведения о том, что:

- существуют различные основания, по которым осуществляется классификация туризма как современного феномена;
- цели и задачи, которые ставят перед собой туристы, значительно отличаются между собой;
- наиболее перспективным в настоящее время является деловой или конгрессный типы туризма;
- перспективным направлением развития туризма выступают детский и экологический туризм.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему в настоящее время сложно создать единую и универсальную систему классификации туризма? Поясните свою позицию.
2. В чем состоит специфика делового туризма?
3. Почему неорганизованный туризм охватывает все большее число путешествующих?
4. В чем специфические отличия массового туризма от элитарного?
5. Почему социальный туризм нуждается в государственной поддержке?
6. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития въездного туризма?
7. С какого момента развития туризма можно говорить об его массовости?

Рекомендуем ознакомится: http://tourlib.net