Военно искусство казахов
- Комплекса вооружения казахов 4
- Оружие дальней дистанции 5
- Предметы вооружения ближнего боя 10
- Оборонительный доспех и воинское снаряжение 14
- Особенности военной организации, боевой тактики
- Традиционная казахская военная организация 17
- Особенности военной тактики казахов-кочевников 20
Список литературы 28
Война и военное дело имели огромное значение в истории древних и средневековых кочевников обширного евразийского региона. Кочевые народы были создателями оригинальной военной системы, с помощью которой на протяжении ряда веков они получали бесспорное военно-политическое превосходство над своими противниками за пределами Великой Степи. Своеобразная военизация кочевого образа жизни нашла адекватное отражение в предметах материальной и духовной культуры номадов древности и средневековья. Многоаспектные проблемы военной истории кочевничества достаточно плодотворно изучаются за пределами республики, свидетельством чему являются многочисленные монографии, статьи, заметки, сообщения историков, археологов, этнологов. По военному делу кочевников Казахстана только недавно стали появляться отдельные значительные труды. Военно-историческая тематика остается пока одной из недостаточно изученных проблем в казахстанской историографии. XVII—XVIII вв. относятся к числу сложных и поворотных моментов в истории Центральной Азии и Казахстана. Научных работ по этому периоду, затрагивающих военные аспекты, незначительно, поэтому изучение истории военного дела казахов является актуальной задачей. Одним из основных приоритетов современного исторического знания должно стать "раскрытие вклада кочевников в мировую цивилизацию, места и роли номадизма в истории Казахстана" и, в частности, изучение "воинского искусства.
Объектом исследования является военное искусство казахов.
Целью исследования является военное дело и способы его регулирования.
Для достижения поставленной цели в работе последовательно решались следующие задачи:
- Рассмотреть наступательное и оборонительное орудие;
- Методы защиты воинов во время битвы;
- Тактика и стратегия ведения боя.
- Комплекса вооружения казахов
Военно-организационная модель кочевников была положена в основу общественно-политического устройства всех крупных кочевых объединений на огромном историческом отрезке времени. Осмысление роли военного фактора в эволюции кочевых обществ имеет прежде всего научно-познавательную значимость в контексте общей истории номадизма. Исследование истоков формирования военного дела номадов позволит углубить современные концепции и представления о цивилизационно-стадиальной характеристике кочевых социумов.
Военное искусство кочевников не нашло отражения в собственной письменной традиции. Все основные сведения по военному делу кочевников содержатся в летописях и исторических сочинениях представителей земледельческих народов, подвергавшихся нападениям номадов. Естественно, что эти источники страдают неполнотой и тенденциозностью.
Как правило, иноземцев привлекали необычные стороны кочевого военного искусства, отличные от известных в военном деле своей страны. Поэтому многое из того, что реально существовало, опускалось как не заслуживающее внимания или, трактовалось с иных позиций.
Наконец, летописцы и историки древности и средневековья не всегда были хорошо осведомлены о военном деле кочевников, поскольку оно интересовало их не само по себе, а лишь в связи с событиями, касавшимися интересов своей страны.
Фрагментарность сведений письменных источников длительное время затрудняла изучение военной истории средневековых кочевников Центральной Азии. В настоящий момент для решения данной темы необходимо привлекать археологические источники. Материальные следы войн включают древние, фортификационные сооружения, руины и пепелища, идеологические аксессуары военной деятельности и др.
Кроме того, следует учитывать, что в результате военных действий изменялись границы распространения однокультурных памятников. Наиболее важным источником для реконструкции процесса эволюции военного дела служит комплекс предметов вооружения. В его составе присутствуют виды оружия, материализующие в своей форме две основные функции военной деятельности — нападения и защиты.
- Оружие дальней дистанции
В структуре вооружения казахов XVII-XVIII вв. ведущее положение занимали лук и стрелы – ручное металлическое оружие дистанционного боя. В персо-тюркоязычных письменных источниках XV-XVII вв. по истории кочевников Средней Азии и Казахстана неоднократно упоминаются лук и стрелы, отряды стрелков-лучников. В устнопоэтическом фольклоре казахов непременный атрибут вооружения воина-батыра – лук и стрелы.
Судя по сохранившемся вещественно- изобразительным источникам мемориально-культовых памятников Мангышлака и Устюрта, казахские луки по своей конструкции относились к классу сложносоставных. О их конкретных размерах пока в точности ничего неизвестно. Основываясь на рисунках англичанина Дж. Кэстли, можно отметить, что некоторые образцы казахского лука достигали довольно больших размеров – предположительно 120-130 сантиметров. О правомерности такого суждения говорит прежде всего то, что изображения лука и фитильного ружья на рисунках автора приблизительно одинаковы. Известно, что казахские ружья были длиной до 150 и более сантиметров.
У евразийских кочевников оружие дистанционного боя достигает высшего этапа своего развития. Возможно, причина данного феномена следует объяснить тем, что в структуре кочевого хозяйства очень большую роль играла охота. Главным охотничьим оружием номадов были лук и стрелы. В процессе охотничьей практики форма и конструкция лука закономерно подвергалась постоянным изменениям и дополнениям. В то же время лук и стрелы – основное оружие кочевника в бою. Перманентно приобретавшийся военный опыт способствовал неуклонному изменению ручных метательных средств. Рост военных столкновений с оседло-земледельческим миром и знакомство с их военным делом, в частности с диверсифицированной оборонительной системой, непосредственно обусловливали усовершенствование боевых возможностей кочевнических луков. Здесь следует также отметить, что именно в воено-технической области быстро и заметно шел и идет процесс новаций, заимствований и взаимовлияний. Казахские луки генетически восходят к многочисленным вариантам сложного лука, бытовавших среди тюрко-монгольских племен и народов средневековья.
Казахский лук состоял из нескольких основных деталей: середина лука – рукоять, упругие (рефлексирующие) части между рукоятью и концами – плечи лука и два конца. Можно предполагать, что составные части лука склеивались клеем, а чаще всего обматывались кожаными ремешками, возможно, укреплялись костяными или роговыми накладками. Размеры лука, по всей видимости, варьировались в пределах 70-120 сантиметров. Казахи использовали различные типы сложных луков, которые имели разнообразное происхождение. Как показывают источники, казахи-кочевники часто приобретали луки у соседних народов.
Казахи "из кишок делают тетиву для лука. ", — сообщает Рузбихан. В качестве тетивы (адырна) употреблялись также тонко сплетенные конские волосы, шелк. В нерабочем положении лука кочевники оставляли тетиву свободной, ненатянутой, так как от чрезмерной и долгой натяжки тетива могла прийти в негодность. На эффективность работы лука сильное влияние оказывали климатические условия. Например, от дождя тетива
сырела и ослабевала, а в случае сильного мороза она могла лопнуть при натягивании. С целью предохранения от повреждений луки хранились в специальных кожаных налучьях.
Довольно хорошо представлены стрелы (ок, жебе). В Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Санкт-Петербург) хранится их большая коллекция (33 экз.). Казахские стрелы состоят из 4 основных деталей: наконечник, древко, оперенье и пятки, с помощью которой стрела крепится на тетиве лука. Наконечники по материалу изготовления подразделяются на железные и роговые. Железные наконечники сделаны но методу ковки и делятся на три группы: бесчеренковые, треугольные черенковые (уш кырлы), четырехугольные черенковые (торт кырлы). Ч. Ч. Валиханов, хорошо знакомый с казахским вооружением, выделяет среди наконечников "двухгранный для охоты или четырехгранный (сауыт бузар) для пробития панциря, или кузу джаурын в роде лопатки ягненка, чтобы сбивать с седла. "Сауыт бузар" представлял собой ромбовидный наконечник, относящийся к классу бронебойных стрел. "Кузу жаурун" были разновидностью ромбовидных наконечников, по форме напоминающих маленькую лопатку более плоской формы и укороченных в отличие от 'сауыт бузар". Тяжелые бронебойные стрелы были достаточно известны у кочевых народов средневековья и нового времени. П. С. Паллас, проезжая земли волжских калмыков, в XVIII в. писал, что они использовали наряду с легкими (простыми) стрелами «большия военныя стрелы с большим остроконечным копейцом".
Высота наконечника колеблется в пределах от 9,2 до 3,5 сантиметра, а ширина основания от — 2 до 1,5 сантиметра. Некоторые наконечники стрел закреплялись на древке своеобразным способом: "его вставляли в разрез (глубина — 1,5 сантиметра), сделанный в верхнем конце древка, и для большей прочности обматывали это место тонкими нитками, изготовленными, как правило, из сухожилий». В большинстве случаев наконечник, имевший втулку, надевался просто на древко стрелы.
Средняя длина казахских стрел, хранящихся в Санкт-Петербургском музее, — 60—77 сантиметров. Подавляющая часть экземпляров превышает 70 сантиметров. В, П. Курылев считает, что размеры лука соответствуют длине стрел. Такая длина стрел характерна и, по-видимому, традиционна для евразийских кочевников'.
Все древки стрел, представленных в музее, сделаны из дерева. По способу обработки древки делятся на две группы: выточенные из дерева и выструганные из веток. "Из березового дерева [казахи], — подчеркивает Рузбихан, — весьма искусно делали очень прочные и крепкие стрелы. ". Для заготовки древков использовались ветки тополя, ивы, камыш. В. П. Курылев указывает, что все стрелы с металлическими черенковыми наконечниками имеют внизу на древке (в месте оперения) украшение в виде красных полос, нанесенных спиралью и заканчивающихся широкой черной полосой, после которой древко до пятки уже сплошь выкрашено красной краской. Это, очевидно, очень древняя традиция. ". В казахском эпосе неоднократно говорится о раскрашенных стрелах. Данная традиция связана не столько с украшением стрел, сколько с практической необходимостью. Особые красные, синие, желтые и тому подобные полосы, наносимые на древки стрел, были связаны с тем, что по этим условным обозначениям воин-лучник по мере необходимости вынимал нужную стрелу из колчана.
Не исключено в то же время, что это были метки, символизировавшие собственность хозяина стрелы. "Странно, что по окончанию охоты каждый может узнать свои стрелы"", — удивленно констатирует Н. Витсен в сочинении "Северная и Восточная Тартария".
Для устойчивости в полете стрелы снабжались птичьими перьями. Ч. Ч. Валихапов писал, что для этого употреблялись "перья снежного грифа, похожие на овечью шерсть, перья стервятника, похожие на шерсть жеребенка-стригунка". В эпосе герой Едиге описан ". натягивающим двенадцати хвостую стрелу", "с вороньими перьями, с наконечником, подобным бараньей лопатке. "''. Птичьи оперения стрел были характерны для центральноазиатских кочевников, в частности, монголов, применявших для этого перья орла, коршуна, гуся. Причем "все такие стрелы опушивают они орлиными перьями, которые берут только из хвоста, — особо подчеркивает П. С. Паллас, — ибо перья из крыльев к тому неспособны, по той причине, что опушенные ими стрелы косо летают". Пятки (или, вернее, гнезда) казахских стрел делались непосредственно на древке в виде выемки или же специально изготовлялись из рога.
Рекомендуем ознакомится: http://stud24.ru