В обычаях и традициях казахов конь занимает особо почетное место, так как с древних времен казахи были и, в исторической памяти своей, остаются степным, кочевым народом. В кочевом быту лошади выделялись как те домашние животные, которые наиболее ценны и занимают главенствующее место среди четырех разновидностей скота. Коня называли его царем, крыльями батыра. Народная мудрость утверждает, что удачливый конь выручает из беды неудачливого джигита. Лошадей называли «мудрыми животными», «безъязыкими людьми», «человекоподобными зверями», возвеличивали, почитали, берегли этих благородных животных, незаменимых в жизни и кочевом быту казахов.
Есть немало национальных традиций и обычаев казахов, которые, будучи связаны с конем, тесно переплетены с различными периодами жизни человека – рождением, детством, отрочеством, юностью, взрослением, женитьбой и смертью. Не обходились без коня и похороны.
Когда мальчик-казах достигает трех лет, его уже начинают обучать езде верхом. Ему седлают коня с помощью ашамая – специального вида седла, созданного для обучения детей такой езде. Ашамай, как и обычное седло, имеет переднюю и заднюю сторону, а кроме того - две боковые стороны и окпан. К нему крепятся не стремена, а тепкишек, представляющий собой небольшую переметную сумку, сшитую из кошмы. Для украшения тепкишека его обшивают тканью с двух сторон. Неотъемлемой частью ашамая является также колтырмаш – тонкая палка между передней и задней стороной седла, служащая для опоры.
День, в который ребенок впервые садился верхом, был знаменателен для всех жителей аула, которые собирались в честь этого события. Чтобы защитить маленького джигита, одетого по случаю праздника в новую одежду, от бесов и злых демонов, к его шапке, а также к хвосту и гриве коня прикрепляли перья филина. Казахи очень ценили эту птицу и верили, что филины отгоняют от людей нечистую силу.
Бытует поверье также о том, что от разных опасностей, злого духа и бесов могут защитить грива и хвост лошади. Не случайно по существующей до сих пор традиции к детской колыбели привязывают пучки конского волоса. Вырвав волос из челки или гривы коня, его заворачивают в тряпочку и в качестве тумара (то есть талисмана) надевают ребенку на шею. Поскольку, по традиции казахов, оружием всадника всегда была камча (плеть), обычно пропитанная конским потом и потому отгонявшая от себя бесов и разную нечистую силу, молодые женщины вешали камчу у своего изголовья.
Насчет свойств плеток и кнутов кочевники спорят между собой. Тувинцы считают, что шайтан боится людей с красной камчой, но казахи убеждены, что больше всего сатану пугает камча желтого цвета. Особую магическую силу, по их мнению, имеют желтые латунные плети, рукоятка которых сделана из таволги. Латунь, по казахской традиции, символизирует чистоту. Еще в 1900-х годах у изголовья женщины, которой предстояли роды, вешали плетку знаменитого Дильдебая, который жил в Жетысу и хвастался, что народ будет уважать его плеть, даже если не будет уважать его самого. Действительно, многие кочевники были убеждены, что эта камча имеет волшебную силу, и во время родов хлестали женщину ею по спине. Таким образом, рожениц лечили не только знахари и шаманы, но и некоторые доктора, из местных.
Табунщики, которые пасут коней под открытым небом осенью и зимой, ночуя в походной юрте, в ходе презентаций традиций и обычаев казахов садятся верхом на хорошего коня или сильного жеребца или же, для удобства зрителей, ведут его на поводу к чьему-нибудь дому. Хозяевам они говорят, мол, пришли на серне (то есть, чтобы отведать серне). Хозяева начинают резать для гостей скот и варить мясо. А лошадь табунщиков тем временем переходит во временную собственность хозяина дома или его сына. На ней можно съездить куда угодно, пока табунщики насыщаются. Обычно же сын хозяев, радушно принимающих гостей, садится на «серне ат» (коня серне) и с удовольствием гарцует на нем. А после того, как табунщики наедятся вдоволь, остатки мяса кладут в их переметные сумки, и пастухи снова отправляются в дорогу.
Рекомендуем ознакомится: http://turkistan.ru