Исследуйте > Популярные достопримечательности
Популярные достопримечательности
Мавзолей Карашаш-аны
Мавзолей Карашаш-аны, построенный над могилой матери Ахмеда Яссави Айша хатун, являет собой сооружение эпохи позднего средневековья, типичное для Южного Казахстана того времени. Здание из жженого кирпича портально-купольного типа перестроено заново в ХІХ веке, неоднократно подвергалось ремонту на протяжении ХХ века. Мавзолей находится практически в самом центре Сайрама на территории старого кладбища, недалеко от пересечения двух главных улиц. Общая площадь здания 6,3 х 6,3 метра, его высота 9,3 метра. Однокамерная постройка накрыта жестяным куполом на барабане. На юго-западе и юго-востоке фасады украшены идентичными порталами со стрельчатыми нишами. В настоящее время мавзолей Карашаш-аны открыт для всех желающих паломников и туристов.
Мавзолей Карашаш-Ана – мавзолей в селе Сайрам Сайрамского района Южно-Казахстанской области. По легенде, в нем покоится мать святого суфия Ходжа Ахмеда Яссави. Ныне существующее здание построено в XIX веке на месте разрушенной средневековой постройки.
Биография и легенды
Карашаш-ана была дочерью известного в Сайраме шейха Мусы. Карашаш ана была одной из самых просвещенных, благовоспитанных и грамотных женщин своего времени. Родом из знатной и богатой семьи, Карашаш ана не была высокомерной. Она обладала даром целительства, помогала людям растолковывать и понимать сны. Знаменитая женщина много времени уделяла воспитанию не только своих детей, помогая всем страждущим и больным. По преданию, бытующему в народе, когда-то к верхушке купола была привязана прядь черных волос (имя Карашаш означает «черноволосая»), но впоследствии она была утеряна.
Архитектура
Впервые мавзолей над могилой Карашаш-аны был воздвигнут в ХIII веке. Однако под воздействием времени и природных стихий сооружение неоднократно разрушалось и возводилось снова. Сохранившаяся до нашего времени постройка, относится к середине XIX столетия. Мавзолей сложен из широко распространенного в древнем строительстве Центральной Азии и Казахстана четырехугольного обожженного кирпича размерами 27 х 27 х 5 см. Использованы также дерево, глина и другие природные материалы. При возведении стен в качестве дополнительной опоры использована арча. Сложен из жженого кирпича, на бутовом фундаменте, в ХIХ-ХХ вв. неоднократно ремонтировался, купол сильно деформирован. Однокамерная постройка в плане почти квадратная – 6,3 х 6,3м. Увенчана сферическим куполом на барабане, основанном на угловых парусах, переходящим в восьмерик напуском кладки кирпича. Юго-западный и юго-восточный фасады оформлены равнозначными порталами с высокими стрельчатыми нишами. Лицевые плоскости угловых пилонов украшены неглубокими стрельчатыми и прямоугольными нишами. В декоре фасадов использована кирпичная рустовка. В интерьере свод купола оштукатурен, световой проем над входом заставлен решеткой-панджарой из дерева. Полы кирпичные, на песчаной подушке.
В центре мавзолея находится могила Карашаш-Ана, выложенная мраморными плитками. Сохранность мавзолея, который на протяжении двух веков не подвергся разрушению, говорит о качестве проведенных в нем строительных и отделочных работ. Деревянные детали, использованные в строительстве, и вырезанный из дерева орнамент также не подверглись гниению. В 1996 году купол облицевали белой листовой жестью, а в 1997 году вычистили и благоустроили территорию, прилегающую к памятнику. Рядом с захоронением Карашаш-Ана находятся и могилы ее близких — Ибрагим-ходжи, Сулеймен-ходжи, Салим-ходжи и Даут-ходжи.
Мавзолей Арыстан-Баба
Мавзоле́й Арыстанба́ба (каз. Арыстанбаб кесенеcі) — мавзолей на могиле учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Ясави религиозного мистика и проповедника Арыстанбаба. Мавзолей расположен в 150 километрах города Шымкента, недалеко от городища Отрар и села Шаульдер Отрарского района Южно-Казахстанской области. Памятник архитектуры. Одно из главных мест поклонения мусульман региона. С 1982 года мавзолей Арыстан-Баба находится под охраной государства.
История строительства
Согласно преданиям, Арыстан баб умер и похоронен в окрестностях Отрара в XII веке. Вероятно, тогда же был сооружен его мавзолей, о котором нет достоверных сведений. Доподлинно неизвестно что стало с мавзолеем после отрарской катастрофы, когда войска Джучи после семимесячной осады полностью уничтожили близ расположенный крупный город Отрар вместе со всем его населением.
В XIV веке по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было возведено новое сооружение. Но и оно не дошло до наших дней.
Первая известная перестройка мавзолея относится к XIV—XV векам. От этой постройки сохранились резные деревянные колонны айвана. В XVIII веке на месте древнего мазара, разрушенного землетрясением, было построено двухкупольное сооружение с айваном, опирающимся на две резные деревянные колонны. Здание XVIII века разрушилось и в 1909 году было отстроено заново, о чём гласит надпись на одном из картушейфриза.
В 1971 году из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших её к аварийному состоянию, мечеть была снесена и отстроена заново на средства местного населения.
Современный мавзолей
Мавзолей Арыстанбаба на памятной почтовой марке, посвящённой 1500-летию Туркестана Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть и является местом паломничества мусульман.
В настоящее время над могилой Арыстанбаба стоит мавзолей площадью 35×12 м, сложен из жжённого кирпича на алебастровом растворе в лицевой кладке стен. Протяжённый главный фасадфланкирован двумя минаретами и украшен фигурной кирпичной кладкой. Сохранившееся здание строилось в первое десятилетие XX века, оно является многокамерным комплексом поперечно-осевой композиции. Сооружение состоит из двух частей — двухкамерной усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором. Гурхана́ перекрыта двумя одинаковыми высокими сфероконическими куполами.
В первом её помещении установлено огромное надгробие Арыстанбаба, во втором — помещены надгробия его учеников и последователей Хермет-Азыра, Карга-Баба, Лашын-Баба. Различные элементы сооружения поэтапно пристраивались к первоначальным помещениям, впоследствии гурхана и поминальная мечеть были объединены общей фронтальной стеной главного фасада с глубоким портальным помещением в центре, перекрытым стрельчатым сводом. Портал отмечается как наиболее выразительный элемент архитектуры мавзолея, примечательно, что он не похож на типичный для Средней Азии пештак с арочной нишей в прямоугольном обрамлении, а выполнен в новой для этих мест архитектурной форме на основе декоративных элементов, заимствованных из европейского и русского зодчества XIX века.
Легенды
Придорожная надпись в Сайраме (на узбекском) «Здесь на этом ханском мосту Арыстанбаб передал святому тюркского народа Хазрет Султану аманат пророка хурму»
Как говорится в легенде, по распоряжению Тамерлана над могилой Ходжа Ахмеда Ясави началось строительство мечети (1338—1405). Все попытки возвести стены терпели неудачу, сильная буря сносила их, по другой версии появление зелёного быка который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-Баба, а затем над могилой Ходжи Ахмеда Ясави. Что Тимур и сделал. Поэтому паломники первым посещают мавзолей учителя Арыстан-Баба, а потом мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави.
Мавзолей Балегердана
Один из древних памятников Сайрама — мавзолей Балегердана. Это сооружение посвящено Абд аль Азиз-бабу и воздвигнуто в XV-XIX вв. Постройка трех угольная, сложена из легкого четырехугольного обожженного кирпича. Площадь — 11 х 6 м, высота — 10м. В мавзолее три помещения, в центре — место поклонения, по бокам — две усыпальницы. На северной стороне покоится прах Абд аль Азиз-баба, с другой стороны, по направлению к его ногам лежит Сеит Кожахан-ата. Первоначально возведенный мазар, не выдержав испытания временем, осыпался и обвалился, в XIX веке он отстроен заново. В письменных исторических источниках Сайрама об этом говорится следующее: «Когда эмир Темир увидел разрушенный мавзолей, он поручил эмиру Наурыз Баракхану воздвигнуть над прахом Ишана каменный мазар. Но и он с годами утратил украшавшие его орнаменты, вследствие дождей, пожаров и военных действий получил значительные повреждения. При строительстве мавзолея использованы передовые приемы зодческого искусства того времени. Сохранились образцы прекрасных орнаментов, изразцовой кладки, резьбы по дереву и пр. Они являют собой чудесные примеры народного прикладного искусства. В 1996 юзу купола мавзолея Балсгердан-бабы были облицованы белой листовой жестью, входные двери и двери между помещениями мазара заменены новыми. Согласно историческим сведениям, в 766году на нашу землю ступил отряд арабских добровольцев пол предводительством Искак-баба. Знаменосцем этого отряда был Абд аль Азиз-баб, который в деле распространения мусульманства проявил настоящий героизм Его образованность, стойкости и неколебимая верность делу Пайгамбара сразу бросались в глаза. В источниках сообщается: «Хазрст Абд ачь Азиз-баб ишан слыл мудрым и замечательным человеком. Нашлись последователи его доброго дача и в Сайраме. Но первопроходцем на этом пути был сардар Искак-баб, Азиз-баб ишан обладал необыкновенными способностями и считался человеком, посланным в защиту шариата».Святого, умеющего отвадить беду и очистить от клеветы, в народе так и прозвали — Балегердан (приблизительно означает«изгоняющий беду» — Пер.). Под этим именем он и остался в истории.
Мавзолей Салык Ходжи
Мавзолей Салык Ходжи – это мазар, то есть место захоронения исламского святого, построенный в XVII веке. Салык Ходжи был мудрым и знаменитым деятелем своего времени, глубоко почитаемый народом, а также приходился отцом легендарного пророка Хызра.
Это кирпичное здание достигает в высоту 7 метров, но подлинность сохранившийся до наших дней постройки под вопросом. Ведь за долгие века мавзолей Салык Ходжи не раз подвергался разграблениям и разрушениям, достраивался и ремонтировался, а его стены сохранились по сей день, благодаря его «вечному» хозяину.
По словам стариков и свидетелей, которые описаны в книге «История Исфиджаба-Сайрама», Салык Ходжа приходился отцом Хазрету Хызру – легенды о котором воспевает весь Казахстан. Салык Ходжа – был человеком мудрым, просвещенным, видным деятелем своего времени и искренне любил и почитал свой город. Есть поверье, что каждую пятницу в вечерние сумерки Хазрет Хызр посещает мазары своих родителей.
Этот мавзолей Казахстана находится в удивительном месте – в селе Сайрам, что находится всего в десяти километрах от города Шымкент. Это село, бывшее когда-то городом Испиджаб, находившимся на пересечении важных торговых путей и на Великом Шелковом пути, сегодня представляет собой настоящий музей под открытым небом. Приехав посмотреть на эту достопримечательность Казахстана, обязательно надо посетить и другие памятные места, в том числе и Мавзолей Салык Ходжи.
Мавзолей Мирали-баба
Мавзолей Мирали-баб построен святому, жившему в конце ХI – начале ХII вв. Мирали-баб был видным ученым и внес огромный вклад в дело распространения исламской веры. Мавзолей Мирали-Баб находится в с. Сайрам Южно-Казахстанской области. Датируется XII-XV вв. Мавзолей Мирали-Баб одно из красивых древних сооружений древнего Сайрама. Благодаря бережному отношению местных жителей к этому памятнику, он сохранился до наших дней. Мазар под воздействием природных сил пришел в негодность и в XIX в. был отстроен заново. Памятник архитектуры.
Мавзолей построен святому Мирали-баб, датируется XII-XV вв.
Мавзолей Мирали-Баб является памятником архитектуры.
Описание памятника
Мавзолей Мирали-Баб – одно из красивых древних сооружений древнего Сайрама. Благодаря бережному отношению местных жителей к этому памятнику, он сохранился до наших дней, хотя о его первоначальном облике очень тяжело судить. Возведенный еще в XII-XV вв. мазар под воздействием природных сил пришел в негодность и в XIX в. был отстроен заново. В средневековых источниках говорится, что к северу от мавзолея Мирали-баба ранее возвышался выложенный из легкого кирпича небольшой мазар его отца Малик-шаха.
По мере укрепления господства ислама в ХI-ХII вв. в городе Исфиджаб (Сайрам) велось интенсивное строительство мавзолеев, предназначенных для увековечивания памяти знатных лиц из служителей культа и феодалов. Мавзолей Мирали-баб построен святому, жившему в кон.ХI – нач. ХII вв.
Историческая справка
Мирали-баб был видным ученым и внес огромный вклад в дело распространения исламской веры. У него было два сына – Ходжа Насрулла Фарсо и Ходжа Фатхулла Махмуд, которые впоследствии стали признанными народом мудрецами. Их захоронения расположены неподалеку от могил отца и деда. Древнее кладбище, датируемое XIII в. и один из жилых районов Сайрама носят имя Мирали-баба.
Поблизости от мазара Мирали-баба ранее находился мавзолей Малик-шаха. Однако это архитектурное сооружение, свидетель глубокой старины, простояв несколько столетий, обрушилось и с течением времени превратилось в холм, поросший травой. Сотрудники благотворительного фонда «Сайрамские святые» организовали здесь раскопки и под толщей земли обнаружили руины прекрасно сложенного мазара. Были собраны уцелевшие кирпичи, которые будут использованы при восстановлении мазара. Место мавзолея сейчас расчищено, воздвигнуты стены из камня и бетона. Малик-шах жил в XI в. был народным правителем и просвещенным человеком. Он очень почитал сайрамских ученых и оказывал им всяческую поддержку. Падишах Хазрет Малик дружил с Ходжой Юсуфом Хамадани. Малик-шах и Хамадани вели переписку, обменивались книгами и впечатлениями от прочитанного. Приставка «баб», которая позже появилась в их именах, свидетельствует об их неоценимом вкладе, сделанном на пути поиска истины и справедливости.
Мавзолей Карахана
Мавзолей Карахана (мавзолей Аулие-ата) (каз. Қарахан кесенесі) — сооружён над могилой одного из представителей династии Караханидов. Памятник архитектуры XI века расположен в казахстанском городе Тараз на пересечении улиц Толе би и Байзак батыра.
Представляет собой квадратное в плане портально-купольное сооружение. Состоит из центрального зала и трёх небольших угловых помещений, четвёртый угол мавзолея занят лестницей, ведущей на крышу сооружения.
Лицевым фасадом мавзолей обращён на юг, по краям обрамлёнминаретами. Вход — в глубине арки, по обе стороны которой находится по три ниши: прямоугольной, квадратной и стрельчатой формы. Снаружи стены мавзолея сложены из современного кирпича, а изнутри купол и арочные ниши, заканчивающие оконные проёмы, сложены из кирпича караханидского времени.
В 1906 году мавзолей Карахана был перестроен и при сохранении конструкционного принципа утратил первоначальное архитектурно-декоративное убранство. Внутри мавзолея сохранилось ступенчатое надгробие. Впервые мавзолей был подробно исследован Б. П. Денике и описан им в книге «Архитектурный орнамент Средней Азии». В 1982 году мавзолей Карахана был включен в список памятников истории и культуры Казахской ССР республиканского значения и взят под охрану государства.
Мавзолей Байзави-казы
Мавзолей Байзави-казы представляет сегодня собой сооружение портально-купольного типа площадью 7 х 9 метров, с высотой купола — 11 метров. Здание, которое сегодня служит усыпальницей, построено в ХIX веке. Здесь похоронен Байзави-казы, известный проповедник ислама, который считался справедливым и мудрым судьей, отсюда и получил приставку к своему имени – казы, что значит судья. Мавзолей размещен по левую сторону на выходе с южных ворот поселка Сайрам. Настоящее имя Байзави — ишан Ходжа. Он жил в IX-X веке и был просветленным человеком, освоил много наук и учений. Особенно глубоко, еще с юных лет, он изучил и знал наизусть Коран, Карим и хадисы. В письменных исторических источниках Байзави считается крупным ученым и непревзойденным знатоком мусульманской религии. Посещение мавзолея Байзави-казы в поселке Сайрам входит в план большинства экскурсий и паломнических программ.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави
Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, расположенный на юге Казахстана в городе Туркестане, — удивительный комплекс дворцов и храмов, шедевр архитектуры, построенный в период с 1385 по 1405 годы. Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это грандиозное сооружение было воздвигнуто в честь жившего в XII веке известного на Востоке древнетюркского поэта и проповедника суфизма Ахмета Яссауи. Слово «Яссауи» означает «из Ясы» — так в древности назывался город Туркестан. Весь центр города является исторической и культурной резервацией Азрет-султана. Помимо мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи, архитектурный комплекс включает в себя средневековую баню, хилвет, где жил великий святой, мавзолей внучки Тимура, Рабии Султан Бегим, и другие памятники. Среди них чудом сохранился подземный дом для размышлений Кумшик-ата. Достопримечательностью города является мавзолей Ахмета Ясави, построенный в конце XV века.
Мавзолей представляет собой огромное продольно-осевое портально-купольное сооружение. Размеры его в плане — 46,5×65,5 метра. Толщина наружных стен составляет 1,8-2 метра, центральной части — 3 метра. Здание имеет огромный портал и ряд куполов. Вокруг его центрального зала — казанлыка — объединено более 35 помещений различного назначения. Казанлык перекрыт самым большим из сохранившихся в Казахстане и Средней Азии кирпичным куполом диаметром 18,2 метра. Для тюрков казан был символом единения и гостеприимства, поэтому особое значение придавалось его размерам и внешнему оформлению. Туркестанский казан не имеет себе равных. Его диаметр — 2,45 метра, вес — две тонны, изготовлен он из сплава семи металлов. Строительный материал стен мавзолея — жжёный кирпич. Технологическая чистота его изготовления была доведена до совершенства. Изумительной красотой отличается облицовка северного портала, дверь в усыпальницу резная, с тонкой костяной инкрустацией. По своему масштабу мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави сравним с соборной мечетью Биби Ханум в Самарканде. Туркестан стал одним из туристических центров Южного Казахстана.
Мавзолей Домалак ана
Мавзолей Домалак Ана — архитектурный памятник ХІ века. Памятник расположен в Южно-Казахстанской области, на южном склоне Каратау, в долине реки Балабоген. Сооружен над могилой Нурилы Али Сыланкызы, в народе известной как Домалак Ана. Домалак-Ана младшая супруга Байдибек-Ата. Она славилась своим незаурядным умом и мудростью, является символ материнства и добра. Есть версия, что Домалак-Ана происходит от персидского «Дихнат мама» означающее Святая Мать. Впоследствии слово Дихнат изменилось в Домалак. Она прославилась в народе благодаря своему уму, мудрости, чистоте души и святости, когда только вышла замуж за Байдибек-Ата. И немало в народе распространено рассказов повествующих о ее находчивости, мудрости.
Домалак-Ана своими мудрыми решениями примиряла, заглушала извечные обиды. Домалак-Ана является праматерью народов проживающих в Семиречье, Аулие-ата, Шымкент, Ташкент. Ее сын Жарыкшак был советником при Ташкентском Амире, позже правителем Семиречья, затем главным визирем хана Есенбугы. Последние дни своей жизни она приняла решение перебраться в родные горы Каратау, по велению явившегося во сне Байдибек-Ата и умирает во время молитвы. Внук Домалак-Ана Дулат приглашает мастера Абдулла Шери из Бухары и сооружает над могилой бабушки четырехярусный, купольный мавзолей который до сегодняшнего дня является объектом поклонения и посещения многих людей. Памятник первоначально отстроен в 1456 году в виде 4-стенного с куполами мавзолея. В течении XI-XV веков мавзолей Домалак Ана несколько раз реставрировался. Памятник, поставленный в начале ХХ века имеет круглую форму, с шестью нишами, с куполом над основным сооружением. Вновь отреставрировнный в 1957 году мавзолей Домалак Ана не сохранился. В 1996 году произведена кладка из белых каменей, доставленных из Мангыстау. Высота мавзолея Домалак Ана 12 метров, восьмиманжетный купол находится на основном соружении. По преданию, в мавзолее Домалак-Ана есть два священных камня, пройти между которыми может только праведный человек. В музее сохранилось большое количество рукописей.
Саркалка-баба
К северо-востоку от Сайрама есть место, которое зовут по имени Саркалка-бабы. К одному из холмов, находящихся в этом месте, старики относились с благоговением и совершали здесь обряд поклонения.
Окруженный со всех сторон деревьями, холм долгое время оставался без внимания. Когда груша исследователей из благотворительного фонда «Сайрам» провела тут раскопки, то обнаружила остатки древнего сооружения. Стало ясно, что на площади 4 х 4 м располагался некогда мавзолей, от которого остались лишь 5-6 рядов черной каменной кладки. Над могилой святого позже был установлен небольшой мазар. По письменным источникам, настоящее имя покоящегося здесь человека — Ходжа Хамид-ата Байзави. А слово «саркалка» в его прозвище означает «глава, руководитель собрания (коллегии)». Он был из числа прогрессивных, мыслящих ученых X-XI вв. Ходжа Хамид-ата слыл защитником народа, который прозвал его Саркалка-бабой. Он проповедовал людям нормы шариата, основанные на Коране и хадисах, был уважаемым в обществе человеком.
Отрар и Отрарский Оазис
Одним из уникальнейших мест Южно-Казахстанской области является Отрар и Отрарский оазис. Возникновение Отрара относится к первым векам нашей эры. В двухсоттысячном Отраре, выросшем на том месте, где река Арысь сливалась с Сырдарьей, обосновались ученые, мудрецы, искусные музыканты, предсказатели, ювелиры. В городе было большое медресе, базар, мастерская-кузница, гурт-хана (место, где распивали вина), баня, мечети, лавки, магазины.
Основными источниками водоснабжения оазиса являются реки Арысь и Сырдарья. Каналы, отведенные от них, снабжали водой города и селения, орошали поля. Только благодаря обилию воды здесь стала возможна земледельческая культура.
Расположение Отрарского оазиса наложило отпечаток на жизнь его обитателей. А. Н. Бернштам верно подметил, что Отрар, находясь у впадения Арыси в Сырдарью и недалеко от устья Бугуни, занимает выгодную позицию и имеет воду для орошения плодородных земель. Раньше по Бугуни и Арыси доходили до Таласа, до границ усуньских, а позднее карлукских владений. По Сырдарье издавна шла дорога в Шаш, Фергану и Согд. По ней же на севере проходил путь через аланское Приаралье в приволжские степи, в горное Приуралье и Северное Причерноморье.
Протяженность оазиса составляет с севера на юг около 53 километров, с запада на восток около 54 километров На территории оазиса насчитывается свыше 130 памятников. Отрар широко известен как столица области, где родился великий мыслитель средневековья Абу Наср аль-Фараби. Возникновение населенного пункта на месте Отрара относится к первым векам нашей эры. Впервые названия «Отрар» и «Фараб» появляются в письменных источниках IX в.н.э. Период X-XII вв. был периодом расцвета городской жизни, который был прерван монгольским нашествием. В 1219 году Отрар пал под натиском армии Чингизхана. Однако Отрар поднялся из руин и к середине XIII века превратился в крупный торговый узел на пути с Запада на Восток. В 1405 году в одном из дворцов Отрара умирает Тамерлан. Жизнь в Отраре продолжается вплоть до XVIII столетия. Облик городища в целом характерен для большинства средневековых памятников Казахстана и Средней Азии.
Научный задел по теме очень широк. Первые раскопки на Отраре осуществили члены Туркестанского кружка любителей археологии А.К.Кларе и А.А. Черкасов в 1904 г. Ими был заложен ряд траншей и собран материал. Дальнейшие исследования получили продолжение лишь в конце 40-х годов XX столетия под руководством профессора А.Н. Бернштама. В 1969 году была организована Отрарская археологическая экспедиция (с 1971 г. переименованная в Южно-Казахстанскую комплексную археологическую экспедицию АН КазССР), руководство которой осуществлялось Акишевем К.А. а с 1991 года Байпаковым К.М. В 2001 году был начат международный проект под эгидой ЮНЕСКО Казахстано-Японский Целевой Фонд «Консервация и сохранение древнего городища Отрар». Основные цели проекта: создание документационной базы и консервационные мероприятия.
В 2004-2007 годах в рамках государственных программ Культурное наследие и Возрождение древнего Отрара проводились масштабные работы по исследованию, консервации и музеефикации серии памятников (пятничная мечеть XIV в. городской квартал XVI в. жилая застройка стены в XI-XII столетии, центральные ворота и ворота «Дарваза-и суфи», стратиграфического шурфа, бани XIV в. ) на городище Отрар. Проводились комплексные исследования памятников оазиса: городища Кок-Мардан, Куйруктобе, Жалпактобе, Весиджа, некрополя Талтакай и Конура. Произведена аэрофотодокументация Отрарского оазиса, с использованием новейших компьютерных достижений изучена древняя ирригация оазиса. Сделано более 8 тысяч аэроснимков, создана Геоинформационная основа оазиса, являющаяся самой информативной и обширной системой созданной в археологической науке Казахстана.
Отрарский оазис – жемчужина археологии Республики Казахстан. Продолжение археологических исследований, консервационных мероприятий, развитие туристической инфраструктуры – важнейшие составляющие процесса по включению памятников оазиса в список Всемирного культурного наследия.
Аксу-Джабаглы
Старейший заповедник Казахстана, а также первый в Центральной Азии, получивший статус биосферного заповедника ЮНЕСКО, — расположен в отрогах Западного Тянь-Шаня на высоте от 1000 до 4280 метров над уровнем моря.
Здесь представлены основные высотные пояса: полупустыни сменяются сухими разнотравными степями, роскошные участки суходольных лугов уступают место густым зарослям стелющихся арчовников. Пестрая мозаика из разноцветных альпийских цветов украшает подножие суровых вершин с ослепительными снегами и голубоватыми языками ледников.
Аксу-Джабаглы – богатейшая сокровищница редких, исчезающих и эндемичных видов животных и растений. Здесь водятся архары и горные козлы, маралы и косули, рыси и снежные барсы, волки и лисы, медведи и дикобразы, каменные куницы и горностаи.
Богат мир пернатых. Высоко в небе парят бородачи и грифы, белоголовые сипы и беркуты. На каменных склонах гнездятся кеклики. Около вечных снегов можно встретить уларов. В тенистой сени лиственных лесов живым огоньком кажется оперение райской мухоловки. Звонкие звуки флейты напоминает пение синей птицы.
Над солнечными полянами мелькают разноцветные бабочки-махаоны, редкие виды парусников, голубянок, желтушек. Разнообразен и растительный мир заповедника. Алым пламенем полыхают по склонам тюльпаны Грейга. В розоватые соцветия собраны воздушные цветки морины кокандской. В труднодоступном котловане на высоте 3000 метров над уровнем моря находится еще одна достопримечательность заповедника – своеобразная «картинная галерея», состоящая из множества рисунков, высеченных на темных блестящих камнях. Изображены на них дикие и домашние животные, сцены охоты и быта древних людей. В сланцевых отложениях на палеонтологических участках Аксу-Джабаглы сохранились окаменевшие отпечатки древнейших обитателей планеты – растений, рыб, насекомых и ящеров.
Сайрам — су
Одно из живописнейших ущелий нашего края — Сайрам-су. Там на высоте 2350 м расположено озеро ледникового происхождения. Котловина его имеет форму гитары. Вода в этом нижнем озере бирюзового цвета, очень холодная и пополняется из мощных подземных родников. Интересно, что цвет озера четко разграничен на прозрачно-голубой и бирюзовый. Причем, в любую погоду цвета эти четко прослеживаются. По этому поводу есть легенда. В давние времена высоко в горах жили люди. И, как водится, дочь главы этого племени с младенчества была просватана за богатого хана. Выросла дочь гор и степей прекрасной и свободной, гордой и решительной. Пришла пора-влюбилась она в юношу-пастуха из своего рода. Решили молодые просить благословения у родителей. Но разгневался отец девушки. Он требовал от нее выполнить свой долг и стать женой богатого хана. -Не бывать этому! — решила гордая девушка. И поздней ночью, вместе со своим возлюбленным сбежали они прочь из родного аула. Благословила их старая бабушка и дала в подарок невесте бирюзовое кольцо и браслет-змейку. Наказала воспользоваться подарком только в случае самой крайней нужды. Далеко убежали за ночь влюбленные, но разгневанный отец настигает непокорную дочь. Бросила тогда девушка оземь бирюзовое кольцо и образовалось на этом месте озеро с водой удивительного малахитового оттенка. Задержалась погоня. Но громко прозвучал в горном ущелье голос разгневанного отца: — Проклинаю! Тяжкий стон раздался вокруг, и задрожала земля, и посыпались камни с горных вершин, преграждая путь беглецам. Из последних сил, сбивая в кровь руки и ноги, карабкались они по камням. Но погоня все ближе и ближе. Тогда остановились влюбленные, обнялись крепко-крепко и поклялись друг другу никогда не расставаться. Сняла девушка с руки браслет и бросила его впереди себя. И появилось на этом месте новое озеро в форме восьмерки, символизирующей бесконечность. Ибо, бесконечна любовь, но столь же бесконечна родительская власть над детьми и сила данного слова. И вот уже много лет слиты воедино воды бирюзового цвета (девушки) и прозрачно-голубого (юноши). И как по капле не разольешь озеро на две половины, так вечно едины души влюбленных, давших начало этому озеру.
Санаторий «Бирколик»
Санаторий «Бирколик» располагается в урочище Бургулюк Толебийского района Южно-Казахстанской области. Ущелье Бургулюк находиться в отрогах Тань-Шаньского хребта на высоте 1100 м. над уровнем моря, в 50 км. от областного центра – г. Шымкента.
Вдоль ущелья, по каменистому руслу, вбирая в себя живительную силу горных родников, бежит речка Бургулюк. Ее чистейшая студеная вода питает буйную зелень ущелья, аэроионизирует воздух, несет прохладу. Обильный зеленый покров гор, заросли боярышника, барбариса, шиповника, абрикосов, яблонь, обилие хвойных пород в парке комплекса насыщают воздух фитонцидами, которые действуют бактериостатическими. В целом воздух курорта оказывает стимулирующее действие на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, тонизирующее действие на центрально нервную систему, способствуют устранению болезненных ощущений.
Совокупность таких факторов, как расположение в горной местности, большое количество дней солнечного сияния, умеренная влажность, повышенная аэроионизация воздуха, насыщенность ионами озона позволяют отнести санаторий «Бирколик» к горно-климатическим курортам.
В настоящее время комплекс располагает 2 – мя современными спальными корпусами на 200 мест с уютными светлыми комнатами на 2 – 3 отдыхающих и отдельными коттеджами, рассчитанными на одновременный прием 50 отдыхающих. В номерах имеются туалетные комнаты с душевыми установками, круглый год обеспечивается снабжение горячей водой. На всех этажах устроены холлы для отдыха, оснащенные телевизорами, современной комфортной мягкой мебелью.
Лечебные кабинеты расположены в отдельном специализированном корпусе. Современно оборудованная грязелечебница оснащена шестью кабинами для приема процедур, душевыми, комнатой отдыха. Лечебная грязь доставляется из г. Яны-Курган и широко применима при заболеваниях опорно-двигательной системы, периферической нервной системы, урологических и гинекологических заболеваниях. Водолечебные процедуры представлены в виде ванн: отпускаются солевые и лекарственные ванны. Озокеритолечение проводится по кюветно-аппликационной методике.
Широко применяются в комплексном лечении методы аппаратной физиотерапии: лечение постоянными токами (гальванизация, лекарственный электрофорез,), импульсными токами (токи Бернара, амплипульстерапия, электросон), электрическими токами высокого напряжения (дарсонвализация, ультратонтерапия), электромагнитными полями (ультравысокочастотная терапия, микроволновая терапия, КВЧ-терапия), магнитными полями, светолечение (УФО, Биоптрон, видимое и инфракрасное излучения), ультразвук и фонофорез лекарственных средств.
В ингалятории проводятся ингаляции отваров лекарственных трав и фармацевтических препаратов. Работает кабинет мониторинговог орошения кишечника. Планируется в ближайшее время организация гинекологического и стоматологического кабинетов. В комплексной терапии также применяются лечебный массаж, терренкур, малый туризм, прогулки, аэротерапия, гелиотерапия, сауна. Имеется открытый плавательный бассейн.
Парк имени Абая
Парк имени Абая находится в городе Шымкент и является центральным городским парком культуры и отдыха. В непосредственной близости от него расположены кинотеатр «Казахстан», аквапарк Дельфин и городской Цирк. В центре парка находится Аллея славы – мемориальный комплекс памяти событиям Великой Отечественной войны, центральное место в котором занимает памятная стела. Парк назван в честь Абая Кунанбаева – великого казахского поэта и просветителя, основоположника современной казахской литературы и философии, и которому на территории парка установлен памятник. В парке расположены многочисленные аттракционы, идеально подходящие для семейного отдыха. Центральное место среди них занимает колесо обозрения, с которого открываются панорамные виды на прилегающие окрестности. На территории парка расположено несколько заведений общественного питания, где можно перекусить и отдохнуть после прогулки по тенистым аллеям. Еще одной достопримечательностью Шымкента является небольшой парк «Жастар аллеясы», он находится немного южнее парка Абая. К сведению отдыхающих в этом парке, имеется кафе, в котором падают национальные блюда, цена за которые вас может приятно удивить, здесь вы можете вкусно и недорого покушать.
Парк «Жастар аллеясы»
Парк «Жастар аллеясы» — это небольшой парк, иногда называемый сквером, расположенный в центре Шымкента. Он находится немного южнее центрального парка «Абай». В переводе с казахского название парка означает «аллея молодых». В парке «Жастар аллеясы» среди тенистых деревьев проложены прогулочные дорожки, установлены удобные скамейки для отдыха. Также в нём имеются аттракционы для детей и для взрослых посетителей. Отдельно стоит отметить парковые кафе. Невзирая на то, что парк «Жастар аллеясы» расположен практически в самом центре Шымкента, цены в его кафе непривычно низкие, и вы можете насладиться блюдами казахской кухни за очень скромные деньги.
Храм Великомученика Георгия Победоносца
В Южном Казахстане сохранилось много уникальных старинных православных храмов, но на все сохранились в первозданном виде. Кирпич для этих построек делался по определенной технологии, сами здания храмов с годами становятся только крепче. А вот в силу причин политических многие из них были закрыты. Но мне хотелось бы подробно остановится на одной из них, это храм великомученика Георгия Победоносца.
Местный батюшка отец Филипп рассказывает то, что сам сумел выведать у прихожан-старожилов. Под Шымкентом осталось три одинаковых храма. один в селе Каскасу, второй в Георгиевке (ныне село Кок-саек). Третий храм, находится в селе Первомаевка. Все храмы строились примерно в одно время, а приблизительно во время революции были закрыты.
Именно поэтому храм выстоял все испытания – здание взрывали, пытались с помощью первых гусеничных тракторов вырвать стены, но когда ничего не вышло, стали сваливать туда зерно на хранение.
После зернохранилища здание долго пустовало. Потом открылось училище. Позже сделали музей. В последние годы была библиотека. В 90-е годы храм удалось возродить. Старожилы этих мест помнили, что возле церкви был источник с живой водой, но точное место никто показать не смог. Служители храма стали искать источник. Набрали воды из нескольких родников неподалеку от храма и решили оставить на неделю. В одном из сосудов вода осталась свежей. Так и определился животворный источник.
Южно-Казахстанский областной русский драматический театр
Южно-Казахстанский областной русский драматический театр находится в городе Шымкент на площади Аль Фараби. Южно-Казахстанский областной русский драматический театр начал приобщать русскую диаспору в Казахстане к «великому и прекрасному» еще в далеком 1929 году. С тех пор, конечно, изменилось многое. И во внешнем виде, и в тематике, и в идеологии постановок.
В 1958 году произошло второе рождение, именно тогда сформировалась новая труппа из выпускников ленинградских и московских театральных вузов, вдохнувшая в него новую жизнь.Южно-Казахстанский областной русский драматический театр за восемьдесят лет своего существования поставил много вечных классических произведений. В 1949 году театр перебазировался в Уральск, но вернулся в качестве театра музыкальной комедии. В том же году, 17 сентября, было решено утвердить проект на строительство здания театра в городе, которое начали строить в марте 1965 года и закончили в октябре 1967. Вскоре было проведено разделение театра драмы на казахский и русский. Сейчас перед зданием театра находится памятник Герою Советского Союза Бауыржану Момышулы, одному из героев-панфиловцев, защищавшего Москву. В начале 2000-х годов здание театра было реконструировано, были внесены современные архитектурные элементы, благодаря чему внешний вид строения получил новую жизнь.
Парк Независимости
Парк Независимости расположен на юге Казахстана в городе Шымкент. В 2011 году президент страны Нурсултан Назарбаев участвовал на открытии церемонии самого крупного и нового парка города, расположенного в исторической части Шымкента. Парк стал подарком городских властей горожанам на 20-тилетие независимости страны.
Парк является прекрасным местом для семейного отдыха. Для этого в нем предусмотрены скамейки, питьевые фонтанчики, различные ларьки с закусками и прохладительными напитками. Ландшафт составляют прекрасные цветочные клумбы, цветы для которых были привезены из страны цветов — Голландии. Также в центре расположена уникальная металлическая конструкция, являющая собой монумент парка. Но главной достопримечательностью парка Независимости является уникальный поющий фонтан, созданный одним из лучших архитекторов Китая. Фонтан радует местных жителей и гостей столицы с 8 утра и до 10 вечера ежедневно.
Шымкентский зоопарк
Шымкентский зоопарк находится рядом с озером Тулпар, в городе Шымкент в Южном Казахстане. Через дорогу находится городской Дендропарк. Зоопарк был основан в 1980 году и занимает площадь в 540 тысяч квадратных метров, из которых только 340 тысяч приспособлены под экспозиции.
В Шымкентском зоопарке обитают около 1600 животных более 200 видов, среди которых более 20 видов занесены в Красную книгу. Здесь можно увидеть копытных, хищников, приматов, пресмыкающихся. Также на территории зоопарка находится аквариум, в котором обитают 510 видов рыб. Часть корма для животных, около 25%, выращивается на территории зоопарка.
Музей истории рисосеяния им. Жакаева
Музей истории рисосеяния им. Жакаева находится в Кызылординской области. в колхозе имени Жакаева, на одноименной улице. Он был основан в 1982 году в доме, где жил Ибрай Жакаев – выдающийся казахский рисовод и рационализатор.
В наше время улица и даже колхоз, в котором находится мемориальный дом, переименованы в честь этого человека. Экспозиция музея представляет собой коллекцию фотографий из жизни Ибрая Жакаева, газетных статей, а также коллекцию литературы, посвященной выращиванию риса.Всю свою жизнь И. Жакаев посвятил рисоводству, он изобрел особый способ выращивания этой культуры и установил мировой рекорд по количеству собранного урожая.
Этнографический музей «Кылует»
В 2004 году житель Шымкента Кендебай Карабдалов открыл недалеко от города уникальный во всех отношениях этнографический музей «Кылует». Создатель музея – человек с большой буквы, музыкант, художник, дизайнер и искусствовед, удостоенный народного признания в Казахстане, а также множества наград. Он самостоятельно создал почти все, что есть в музее, включая и само помещение, для того, чтобы мы смогли узнать больше о традициях, обычаях и культуре древних казахов.
Уникальным и необычным этот музей Шымкента делает все, начиная с его размещения, и заканчивая содержанием. «Кылует» частично находится под землей, в помещении, точно копирующем тару – место, в котором приблизительно в IX веке укрывались шафииты-еретики. Здесь же находится келья с молитвенными помещениями, или хильвет, который Карабдалов своими руками копал в течении нескольких месяцев.
Так как большую часть своей карьеры Кендебай Карабдалов посвятил гончарному делу, то и в экспозиции этнографического музея «Кылует» немало глиняных изделий: кувшинов, посуды и прочего, отражающих привычки и обычаи древних казахов. Мало того, любой желающий после экскурсии по музею может попробовать свои силы на гончарном круге, руководствуясь указаниями самого владельца. Кстати, экскурсию по музею Карабдалов также проводит сам.
В коллекции этого музея Шымкента есть еще масса всего интересного. Особенно стоит отметить музыкальные инструменты народов мира, многие из которых Карабдалов придумал и воплотил в жизнь сам. Автор после путешествия по музею проводит импровизированные концерты, а если попросить его научить вас играть на каком-нибудь из инструментов – он с удовольствием даст мастер-класс.
Курорт Сарыагач
Курорт Сарыагач расположен в Южно-Казахстанской области республики Казахстан. В первую очередь, он славится своими целебными минеральными и горячими термальными источниками, состав воды которых не имеет аналогов в мире. Сарыагач называют «жемчужиной» Южного Казахстана, и это очень популярное место отдыха и оздоровления не только жителей республики, но и гостей из других стран. До Сарыагача удобно добраться из столицы Узбекистана Ташкента – всего 15 километров, а также из столицы Казастана — города Алматы или областного центра Южно-Казахстанской области Шымкента. Преимущества лечения и оздоровления здесь, в уникальных целебных минеральных источниках. В состав воды входит свыше 30 микроэлементов, полезных для здоровья. Здесь эффективно лечатся заболевания пищеварительной системы, дыхательной и опорно-двигательной, а также нервной. Не менее эффективными для оздоровления считаются грязелечение, солевые комнаты и другие процедуры. Курорт Сарыагач оборудован санаториями и пансионатами, современными комфортабельными отелями, оздоровительными комплексами с новейшим оборудованием. Из-за мягкого климата области здесь можно отдыхать в любое время года.
&bnsp;
Южно-Казахстанский областной музей жертв политических репрессий
Южно-Казахстанский областной музей жертв политических репрессий, был открыт 2 ноября 2001 года. В год ознаменования 10- летия Независимости Казахстана. Одним из ярких проявлений забота государства и общества о восстановлении исторических справедливостей в увековечении памяти жертв политических репрессий является создание нового музея – одного из первых политических музеев в стране. Внешняя архитектура и внутренний дизайн музея построен соответственно определенной тематике, то есть памяти жертв политических репрессий.
Музей жертв политических репрессии имеет 2 зала: экспозиционный зал и зал «Поклонения», который расположен на втором этаже музея. Стержнем всей композиции является скульптура «Репрессия».
А также перед глазами посетителей проходят трагические страницы истории Казахстана:
В зале Поклонения музея установлены памятные плиты с именами 2500 человек расстрелянных в тридцатые годы по Южно-Казахстанской области.
Скульптурная композиция – трагедия Кулагера, (легендарный конь казахского поэта- песенника Ахан-сери) погибшего от пули нанесенной врагом, символизирует трагедию казахского народа учиненного тоталитарным режимом.
Аэропорт Шымкент
Международный аэропорт Шымкент находится на западной окраине города, на пересечении международных авиатрасс R482, B142, B114, P206, B30; расположен в 100 км от Ташкента, в 450 км от Кызылорды, в 500 км от Бишкека, в 700 км от Алматы. Аэродром 1 класса, пригоден для приёма воздушных судов Ил-62, Ан-124, Ил-76, Ту-154 и более лёгких типов. Предполагаемая пропускная способность терминала — 350 пассажиров в час, его площадь — 5 тыс. 380 м². Новый аэровокзал расположится рядом с ныне действующим. До 2010 планируется также реконструкция взлётно-посадочной полосы, что позволит принимать воздушные суда любых типов.
В настоящее время в аэропорту Шымкента действует одна взлетно-посадочная полоса с бетонным покрытием длиной 3300 метров. В 2007 году она была реконструирована и оснащена современными системами посадки. Также было установлено новое метеорологическое оборудование, что позволило аэропорту принимать самолеты любых типов. На государственном уровне в 2008 году было принято решение о выделении денежных средств на
строительство нового аэровокзала в аэропорту Шымкента. По плану оно должно иметь 5380 квадратных метров площади и обслуживать около 400 пассажиров в час.
Дендропарк Шымкента
Закладка Шымкентского дендропарка — уникального мини-заповедника, самого крупного в Средней Азии, началась на месте бывшей городской мусоросвалки в 1979 году по решению первого секретаря обкома партии Асанбая Аскарова. На площади более 117 гектаров было высажено 1360 видов деревьев и кустарников, представляющих флору разных географических зон мира. Всего было высажено 500 тысяч деревьев. Коллекция оказалась ценным материалом для проведения научно-исследовательских работ по дендрологии, для изучения приспособляемости отдельных видов к местным климатическим условиям, болезным и вредителям. Если ещё учесть, что на юге Казахстана без полива вырастет разве что верблюжья колючка — можно себе представить, сколько труда было вложено в создание и сохранение данного парка. На площади в 117, 04 га было высажено 1360 видов деревьев и кустарников, представляющих флору разных географических зон мира. Территорию дендропарка разделили на пять флористических зон. Здесь можно встретить растения, обитающие в Европе и Крыму, на Дальнем Востоке и в Сибири, Восточной Азии и Северной Америке, на Кавказе и, конечно же, в Средней Азии. Дикие животные являются одной из неотъемлемых частей природы, поэтому в дендропарке в специально построенные вольеры выпущены 20 белок, косули, пятнистые олени, павлины. В озеро выпущены 20 тыс. мальков толстолобика, более 20 гусей, уток, лебедей». Они сразу же оценили чистую воду рукотворного озера. А рассекающие его гладь катамараны птиц не пугают, правда, стараются они держаться от людей на почтительном расстоянии, хотя от вкусного угощенья — крошек хлеба — не отказываются. Впрочем, водоплавающие птицы стали достопримечательностью зеленого оазиса Шымкента сразу после окончания реконструкции, когда там получили прописку домашние утки и гуси. Облюбовали деревья птицы. Прекрасно адаптировались в дендропарке и белки. Встретить их сложно, в густой чаще практически невозможно, зато следы их пребывания и места обитания прекрасно видны по большому количеству шишек под деревом — это верная примета. Виды шымкентского дендропарка сегодня больше напоминают декорации зимней сказки. В отличие от города, этот райский уголок мерцает белоснежным снегом, причем кое-где снегу по колено. Снежные шапки свисают с елей и сосен, накрывают полупрозрачные грозди ягод шиповника и барбариса. Но тишина зимнего дендропарка обманчива. Вопреки расхожему мнению горожан, часто гуляющих в парке, живность проживает на территории, и только лебеди отправились за Витаминной добавкой. В морозные дни уткам и гусям служат ягоды шиповника — полезных элементов в них в избытке. В дендропарке полным-полно зайцев. Их следами вдоль и поперек испещрена территория парка. А она не маленькая — 117 гектаров. За несколько лет расплодились и белки, их присутствие можно определить по шелушенным шишкам и остаткам желудей в дубовой роще. Кому посчастливится увидеть белок, будут несказанно удивлены — окрас обитательниц дендропарка не совсем обычный — зверьки черные с беленькой манишкой на груди. Особая гордость дендропарка — павлины, живут в теплом вольере. Обогреватель в зимние дни работает почти постоянно, нежные птицы не терпят холода. Птицы чувствуют себя прекрасно, это заметно по отросшим ярким хвостам — в дикой природе павлинам редко удается полностью отрастить оперение к брачному сезону. Не покинули парк и фазаны. Несколько десятков птиц завезли в дендропарк из соседнего Узбекистана еще в 1981 году. С тех пор их поголовье только растет.
Шымкентский дендропарк украсили необычными скульптурами. Косули, пятнистый олень и горный козел, выполненные по современным технологиям из стеклопласта, теперь радуют посетителей. Скульптуры выглядят очень эффектно, ночью у них даже светятся глаза. Посетители охотно фотографируются с фигурами животных.
Дендрологический парк, известный в республике, является не только гордостью Южного Казахстана, но и местом культурного отдыха жителей и гостей города, а также местом проведения практических занятий и учебно-опытных работ студентов и учащихся школ.
В комплексе имеются статуя молодоженов, фонтаны, а также водный каскад с перепадами протяженностью 142 метра. Он переходит в водопад «Царство любви» высотой 7,2 метра, впадающий в озеро. Отдыхающие получили возможность загадывать желания под водопадом и совершать прогулки, любуясь танцем белых лебедей.
Берега озера укреплены и благоустроены. Сооружен пешеходный мост над озером, имеются скамейки и беседки для отдыха. Оборудованы дорожки для прогулок — пеших, велосипедных, конных. И не беда, что у горожан с лошадьми как-то трудновато — тут же работают пункты по прокату велосипедов и лошадей. Также для желающих появились кареты, на которых можно совершить экскурсию.
В теплое время года «поколение Next» не может обойтись без прогулок в парках, садах, скверах. Особенно популярным среди молодежи стал дендропарк.
Это романтичное место сразу облюбовали влюбленные. Озеро с лебедями, уточками, мостик и ветвистые деревья — идеальное место для прогулок. Они навсегда закрепляют здесь свою любовь. Для этого влюбленные приносят с собой замок с ключами. Если верить приметам, закрытый на ключ замок сохранит любовь навечно. На самом деле пары уверены, что никакого вреда дендропарку они не наносят. В свою очередь, дендропарк является одной из главных достопримечательностей
Шымкента, а также популярным местом для прогулок и спортивных пробежек. В рамках проекта уже установлены детские площадками и игровые комплексы.
Памятник Байдибек би (самый высокий памятник в Казахстане)
Открытие памятника Байдибек би в городе Шымкенте состоялось осенью 2012 года и было приурочено к отмечаемому в этом году 80-летию Южно-Казахстанской области. Ещё до своего открытия этот монумент получил в Казахстане широкую известность — это самый высокий памятник в стране, мало того, он претендует на звание одного из высочайших в мире.
Для установки памятника выбрана одна из самых высоких точек северной части города Шымкента – 220 метров. К этой отметке добавилась специально созданная четырехметровая насыпь и 9-метровый постамент. Высота самой фигуры составляет 10 метров, учитывая высоту насыпи, постамента и самого памятника, монумент возвышается на 23 метра. Фигура общим весом в 9 тонн была изготовлена из кованой меди, в рекордные сроки – всего за 20 дней. Над её созданием трудилось 40 сварщиков-ковщиков высокой квалификации. Это были местные мастера, и специально приглашенные работники из Узбекистана и Киргизии.
Байдибек Карашаулы (1356-1419) — прославленный би и батыр казахского народа, легендарный первопредок казахских родов Старшего жуза — албан, суан, дулат, сары уйсун, шапырашты, ысты, ошакты. Был другом и сподвижником Тамерлана (Хромого Тимура). Прославился в народе своей справедливостью, меткостью слова, человечностью и мудростью.
В ближайшие годы новый памятник вполне может стать символом и своеобразным брэндом города Шымкента. Согласно плану авторов, скульптура Байдибек би станет основой для целого этноисторического музея, который раскинется сразу за монументом на площади в 42 гектара. По замыслу разработчиков, на его территории будут размещены этноисторические музеи под открытым небом. Найдется место и для богатейших фондов историко-краеведческого музея, которые сейчас скрыты от глаз посетителей из-за недостатка места. Памятник Байдибек би уже стал главной городской достопримечательностью, он очень понравился горожанам. Одни увидели в нем символ единства казахстанцев, другие – важный воспитательный момент для подрастающего поколения.
Ледовый дворец
В Шымкенте в канун Дня Независимости открыт ледовый дворец. Он расположился в полностью реконструированном здании Дворца спорта, построенного несколько лет назад.
Общая стоимость реконструкции — 404 млн. тенге. Из них 33% — это деньги, вложенные бизнесменами города в рамках социальной ответственности бизнеса, остальные — средства городского бюджета Шымкента. За два года в здании проведены демонтажные работы, перестроены помещения под трибунами, проведен монтаж металлических конструкций и кровли, отделочные работы на трибунах и внешняя отделка здания. Заменены полы, осуществлен монтаж самого ледового поля. Каток соответствует самым современным требованиям, он будет работать круглый год.
Качество ледового покрытия уже проверили шымкентские спортсмены, которые подготовили к прошедшему здесь в выходные торжественному собранию настоящее ледовое шоу.
Мазар Укаша-ата находится примерно в 25 километрах от города Кентау, в отрогах Каратауских гор. Знаменитый колодец находится в 1,5 км от саганы. Собственно это не колодец, а щель, над которой сделан сруб и построена комната в виде юрты. Здесь сидит служитель с веревкой для ведра. После прочтения специального аята поломники спускают жестяное ведро. Глубина колодца около 35 метров. Считается, что вода дается тем, кто сумел очиститься духовно, заполнил себя любовью и имеет чистые помыслы. Вода используется, как святая для лечебных целей. Могильная плита (сагана) над местом захоронения воина Укаша-ата – одна из самых больших в Казахстане. Рядом с мазаром расположен глубокий естественный колодец, своеобразный разлом в горной породе, на дне которого бежит ручей. Легенда рассказывает, что вода здесь появилась в момент гибели Укаша-ата и обладает особыми целебными свойствами. Издревле паломники бросали сюда монеты, надеясь вновь посетить эти места. Местные мальчишки, узнав о лежащих на дне монетах, решили достать их, но попытка закончилась трагически – один из мальчиков сорвался и разбился насмерть. Еще одна не менее знаменитая сагана находится у древнего городища Сауран на западе Южно-Казахстанской области – она покрывает могилу аулие Сагди Уккаса, и тоже протянулась на несколько метров.
По легенде, Укаш-ата был арабским воителем, который в VII-VIII веках огнем и мечом распространял среди тюркских племен ислам. Понятно, что он воспринимался местными жителями как враг. Являясь очень набожным и религиозным человеком, Укаш-ата не пропускал ни одной молитвы, причем, когда совершал намаз, ничего вокруг не замечал. Однажды во время молитвы ему отсекли голову. Голова отлетела на 22 метра, оставив за собой густой след крови – именно поэтому, гласит легенда, могильная плита покрыла все это расстояние, упокоив каждую частичку Укаша-ата.
Мазар Укаша-ата неоднократно перестраивался. А в 1986 году был снесен после случившейся здесь трагедии. Рядом с мазаром расположен глубокий естественный колодец, своеобразный разлом в горной породе, на дне которого бежит ручей. Легенда рассказывает, что вода здесь появилась в момент гибели Укаша-ата и обладает особыми целебными свойствами. Издревле паломники бросали сюда монеты, надеясь вновь посетить эти места. Местные мальчишки, узнав о лежащих на дне монетах, решили достать их, но попытка закончилась трагически – один из мальчиков сорвался и разбился насмерть. Только в начале 90-х годов мазар был отстроен вновь.
Сегодня посетители святого места обязательно стараются отведать воды из “подземелья”. А для местного населения колодец Укаша-ата – единственный источник пресной воды. Хотя черпать из него воду достаточно сложно…
Легенды и предания Туркестана
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави стал первым казахстанским памятником, внесенным в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Спустя столетия он продолжает радовать и удивлять своей архитектурой и легендами, из которых буквально соткана история древнего города.
Древний город – это история, воплощенная в великолепном и величест¬венном здании мавзолея, остатках крепостной стены и никем пока еще не исследованных городищах. Есть и другая грань векового Туркестана – многочисленные легенды и сказания. Впрочем, они сопровождают любое историческое событие. Их веками передавали из уст в уста, и теперь порой даже невозможно отделить быль от мифа. Туркестанские предания, столь красивые и поэтичные, позволяют более явственно представить богатейшую историю древнего города.
Легенды сопровождают Ахмеда Ясави чуть ли не с рождения. Одна из них гласит, что перед смертью пророк Мухаммед собрал народ и спросил: «Кто продолжит идеи ислама, кто возьмет у меня символ веры – мой аманат?» Дело пророка вызвался продолжить аксакал Арыстан баб. После благословения Аллаха Мухаммед отдал ему аманат, и многие годы Арыстан баб проповедовал ислам, пока не встретил в степи 11-летнего мальчика, обратившегося с просьбой отдать его аманат. Мальчика того звали Ахмед, он вырос и стал великим проповедником, а его родину – город Ясы – стали считать духовной столицей всех мусульман.
Легенды о Ходже Ахмеде, переполненные любовью, передавались по всей Великой степи, приписывая ему чудодейственную силу. Однажды, когда отец полол огород в Сайраме и, уставший, разогнул спину, чтобы передохнуть, к нему подошел малолетний сын и одним словом своим сумел очистить землю от сорняков. Отправившись искать уединения, Ахмед остановился аккурат в том месте, где сегодня расположен Туркестан, и воткнул в землю свой посох. Моментально на поверхности земли выступила вода и образовался родник. Он поселился в этом месте, а свыше ему был дан белый верблюд, на которого шейх садился для совершения утреннего намаза. По воздуху он переносился из Туркестана в Мекку, причем скорость животного была настолько высокой, что, начав намаз в Туркестане, святой завершал его в Мекке. По преданию, в знак траура по умершему в 63-летнем возрасте пророку Мухаммеду, которого суфий считал своим учителем, Ходжа Ахмед Ясави, достигнув того же возраста, поселился в подземной келье около мечети и там провел остаток своей жизни. К юго-западу от мавзолея находится подземная келья для сорокадневного поста верующих и моления по обету. По рассказам аксакалов, эти подземные кельи возникли еще при жизни Ходжи Ахмеда Ясави и позже только перестраивались.
Окутано легендами и непосредственно строительство мавзолея. Одна из них гласит, что по приказу Тимура вставали в ряд тысячи людей и передавали кирпичики из рук в руки прямо из древнего Саурана, расположенного почти в 40 км от Туркестана. И таким образом было воздвигнуто огромное величественное здание ханаки. Уже известно, что химический состав кирпичей соответствует составу сауранских глин, так что еще неизвестно, где – преданье, а где, возможно, самая настоящая быль. Если же послушать и дальше народные сказания о строительстве, то еще одно гласит, что эмир Тимур приказал согнать тысячи лошадей, из смеси кобыльего молока и других ингредиентов и были сделаны кирпичи, сохранившиеся на протяжении шести столетий. Говорят, после того как строители завершили возведение мавзолея, их всех казнили, чтобы никто и нигде не мог создать больше подобную красоту. Скорее всего, народное поверье – просто вымысел, еще раз подчеркивающий уникальность памятника древнего зодчества.
Как известно, мавзолей был выстроен на месте захоронения Ясави по приказу Тамерлана. Хромой Тимур лично давал распоряжения по основным параметрам здания, определил декоративные детали и внутреннее убранство здания. Строительство шло очень быстро – в течение 10 лет, но так и не было завершено. Это хорошо заметно по фасаду здания, на котором полностью отсутствует облицовка и остались строительные леса. Объяснение тому тоже находим в устных сказаниях. Дескать, стройка шла под наблюдением первой и любимой жены Тамерлана. Мастер, отвечавший за строительство, влюбился в нее. Свои чувства ему не удалось скрыть от проницательной женщины. Чтобы прервать его муки сердца, она решила преподать урок незадачливому зодчему, предложив на выбор два яйца. Одно из них было разрисовано яркими узорами, а другое выкрашено в черный цвет. Мастер выбрал распис¬ное. Тогда жена эмира очистила яйца от скорлупы, попросив попробовать и найти разницу. А когда строитель признался, что они одинаковы на вкус, в качестве назидания поведала, что точно также и женщины – отличаются лишь внешностью, но одинаковы по сути. И нет необходимости сохнуть по ней, не замечая, сколько вокруг прекрасных женщин. Строитель испугался разоблачения и гнева Хромого Тимура и той же ночью бежал, оставив мавзолей недостроенным. И хотя в истории этот факт объясняется тем, что Тимур направил основную часть рабочих и мастеров в Самарканд на возведение соборной мечети, никто и ничто не мешает существованию еще одной легенды.
Невозможно не упомянуть и другие истории, связанные с женой Тимура, которая была очень красивой женщиной. Однажды во время строительства мавзолея она вошла в казандык, и зал осветился ее красотой. Мастер, воздвигавший в это время купол, увидев женщину, выронил из рук два кирпича. Купол так и остался без них. А другой мастер возгорелся желанием непременно поцеловать жену эмира. Пользуясь тем, что Железный Хромец отправился в очередной поход, он таки добился поцелуя. Грех оставил на лице женщины свой след: на ее щеке запечатлелись губы. Боясь крутого нрава супруга, она стала носить паранджу. У этой легенды есть и другой конец, согласно которому супруга Тимура с мастером через подземные ходы убежала в Индию. Я уже упоминала, что на переднем портале мавзолея сохранились консоли для строительных лесов. Под самым замком арки некогда висел глиняный шар, якобы с драгоценностями, предназначенными для ремонта мавзолея на случай его разрушения. Эти сокровища привлекали внимание, и не один смельчак пытался добраться до них. Устное народное творчество утверждает, будто бы все они разбивались насмерть, так и не осуществив свою мечту разбогатеть.
Лично мне симпатична легенда о Тай-казане. Считается, что он предназначен для жертвенного мяса. Если дар исходит от человека богоугодного, то волшебным образом казан наполняется доверху мясом, а если Аллах не приемлет это пожертвование, то мяса останется столько, сколько и положили в казан. Это очень красивое поверье, утверждающее, что люди, приносящие дары, должны быть с добрыми и чистыми помыслами.
На Востоке бесчисленное количество легенд связано с водой. Одна из них свидетельствует, что есть в Туркестане священный колодец. С виду – обычный, ничего из себя особенного не представляющий, но вытащить воду из него может только безгрешный человек. Говорят, раньше именно таким способом, при помощи колодца и ведра на веревке, жители древнего города проверяли, действительно ли перед ними божий человек или же обычный шарлатан, самозванец. К слову, рядом с жума-мечетью находится такой колодец. Принято считать, что вырыт он еще в XII веке, и воду из него пил сам Ходжа Ахмед Ясави, хотя ученые считают временем появления этого колодца 60–70-е годы XIX столетия. Но такое хронологическое расхождение не является помехой для распространения бытовых легенд и преданий, которые, собственно, не требуют специальных доказательств. Они пронизывают всю средневековую культуру, пережили века, дошли до наших дней и неизменно вызывают повышенный интерес у всех, кто соприкасается с историей древнего Туркестана.
В регионе
Рекомендуем ознакомится: http://ontustiktravel.kz