Учёных из стран Шама и других
На его уроках собиралось более 20 тысяч учеников!
Имам аль-БухариИмам аль-Бухари – автор достоверного сборника хадисов. Его полное имя – Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бину Мугират бин Бардизбах из Бухары.
Бардизбах был огнепоклонником и умер, не приняв Ислам. А его сын аль-Мугират (второй прадед аль-Бухари) принял Ислам по назиданию аль-Ямана из Бухары.
По единогласному мнению учёных, аль-Бухари родился в 194 году по Хиджре (810г.) и скончался в 256 году, в субботнюю ночь, которая была последней ночью священного месяца Рамадан. Его похоронили в праздничный день Ид-аль-фитр, после обеда, в селении Хартанк близ Самарканда.
Ислам в Бухаре и Самарканде не сразу стал верой всех жителей этих славных городов. Но семья аль-Джуфи, отца маленького Исмаила, была истово мусульманской. За исполнением всех положений в семье следил ходжа Бардизбах Абу Абдаллах, дед Исмаила, имам одной из бухарских мечетей. Такая обстановка в семье самым благоприятным образом отразилась на мировоззрении Исмаила, который в шесть лет наизусть читал суры Корана, в десять – хадисы Пророка (мир ему и благословение). Вся округа ставила в пример набожность маленького Исмаила. И ведь было чему удивляться!
В дом аль-Джуфи люди приходили издалека, чтобы послушать, как десятилетний мальчик читает наизусть хадисы Пророка (мир ему и благословение). А читал он серьезно, с удивительной духовной наполненностью, нехарактерной для детей его возраста.
В детстве аль-Бухари ослеп. Его мать много молилась за него и просила Аллаха вернуть сыну зрение. Однажды ей приснился Пророк Ибрахим (мир ему), который сказал ей: «Аллах вернул твоему сыну зрение из-за твоих многочисленных молитв и прощений».
Когда Исмаилу исполнилось четырнадцать лет, он стал упрашивать родителей разрешить ему совершить хадж. Родители, пораженные настойчивостью, с которой сын все повторял и повторял свою просьбу, дали слово исполнить его желание по достижении им совершеннолетия. И вот этот благословенный момент в жизни молодого человека наступил. В 826 году Исмаил аль-Бухари вместе с другими паломниками начал далекий и трудный путь в Аравию. С ним были его мать и старший брат.
После паломничества Исмаил аль-Бухари не вернулся вместе с матерью и братом в Бухару, а остался в Аравии. Причиной этого стало видение, которое пришло юноше во сне. Еще в Бухаре имам-хатиб квартальной мечети говорил ему, что мусульманину, который совершает паломничество, желательно хотя бы одну ночь провести возле священной Каабы. Исмаил так и поступил. Только поздно ночью Исмаилу и его товарищам удалось поцеловать священный камень, они немного отошли и уснули. И было здесь Исмаилу чудесное видение. Он увидел себя сидящим на маленьком коврике. Он совершал молитву, ракаат за ракаатом (составная часть намаза), и тут кто-то подошел к нему, коснулся рукой плеча. Юноша повернулся, поднял голову. Он увидел лицо Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), освещенное божественным сиянием. На Пророке (мир ему и благословение) был зеленый тонкий халат, голову венчала белая чалма. Пророк (мир ему и благословение) улыбнулся и сказал: "Исмаил, Аллах видит твое усердие. Никто в столь раннем возрасте не стремился попасть в священную Мекку. Ты станешь не только непревзойденным мухаддисом – знатоком и передатчиком моих хадисов, но и муджтахидом – авторитетом, который имеет право самостоятельно толковать основные вопросы веры в Аллаха. Для этого тебе надлежит обойти все аравийские страны, страны Магриба и Азии, найти хранителей сунн и записать их".
Когда Исмаил проснулся, сладостный трепет охватил его. Об увиденном во сне он никому не рассказал.
Ибн-аби-Хатим спросил у аль-Бухари: «Как ты начинал изучения хадисов?» Аль-Бухари рассказывал: «Мне было внушено выучивать наизусть хадисы из библиотечных книг. Тогда мне было 10 лет или меньше. Через десять дней после начала изучения хадисов я вышел из библиотеки и начал посещать занятия учёного ад-Дахили. Однажды он, рассказывая хадисы, ошибся в имени одного передатчика, и я его исправил. Когда он возмутился (потому что аль-Бухари был ещё мальчишкой), я сказал ему: «Посмотрите в книге, в первоисточнике». Тогда он взял у меня ручку и сделал исправление в своей книге, прислушавшись к моим словам.
Потом я с матерью и братом отправился в паломничество в Мекку. По завершению хаджа мать и брат Ахмад вернулись обратно, а я остался в Мекке изучать хадисы.
Когда мне исполнилось 18 лет, я начал писать книгу о сподвижниках, о табиинах и об их словах. В это время я написал книгу «Ат-тарих». (В возрасте 18 лет он написал десятитомную книгу, которая по сей день является источником для исламской науки.)
Его товарищ по приобретению знаний – Умар аль-Ашкар рассказывал: «Когда мы изучали хадисы в Басре, аль-Бухари не посещал занятия несколько дней. Мы его нашли дома, без одежды и без денег. Тогда мы собрали деньги и купили ему одежду. (С такими трудностями он приобретал знания.)
Сулайм бин Мужахид рассказывал, когда я посетил Мухаммада бин Салама, он мне сказал: «Если бы ты пришёл ранее, то увидел бы ребёнка, знающего наизусть 70 тысяч хадисов». Так он говорил о аль-Бухари, ведь так и было. Жители Басры бегали за молодым аль-Бухари для приобретения знаний по хадисам, а он ещё был молодцем, на лице которого не было ни волосинки. Люди шли за ним, останавливали его, сажали прямо на дороге и записывали с его слов хадисы. Так возле него собирались тысячи людей.
(Посмотрите же, дорогие читатели, с какой жаждой люди приобретали знания. Нынче мы не ценим многих наших учёных, а порой плохо отзываемся о них. В этом и заключается причина наших многих бед – мы не ценим по достоинству своих авторитетов).
Аль-Бухари всецело посвящал себя науке и поклонению. Он часто говорил: «Ни разу в жизни я ни у кого не купил ничего ценою в дирхем и никому ничего ценой в дирхем не продал». Как-то раз его спросили о том, как он покупал хлеб, на что аль-Бухари ответил: «Я поручал это кому-нибудь, и мне покупали».
Аль-Бухари (да помилует его Аллах Всевышний) отличался крайней стыдливостью, смелостью, щедростью, благочестием, отрешённостью от мира дольнего и стремлением к миру вечному. Однажды он сказал:«Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскал с меня за хулу, когда я встречусь с Всевышним».
Как-то один правитель, желавший, чтобы Аль-Бухари занялся обучением его детей, послал за ним, однако аль-Бухари велел передать ему, что ищущие знания должны сами приходить к знающим, и отказался поехать к нему.
Он часто постился днём, молился по ночам и много читал Коран, особенно во время благословенного рамадана. Абу Бакр аль-Багдади передал, что Масих бин Са‘ид сказал: «С наступлением первой ночи священного рамазана у Мухаммада бин Исма‘ила аль-Бухари собирались его товарищи, и он совершал с ними молитву, читая по двадцать аятов Корана во время каждого раката, пока не прочитывал Коран целиком».
Кроме того, аль-Бухари ежедневно прочитывал Коран полностью, завершая чтение перед разговением, и он говорил: «Мольба после завершения чтения Корана не остаётся без ответа».
Однажды, когда он молился, оса ужалила его семнадцать раз. Закончив молиться, он сказал: «Посмотрите, что это беспокоило меня во время моей молитвы», и когда люди посмотрели, оказалось, что на его теле осталось семнадцать следов от укусов осы, однако, несмотря на это, он не прервал молитву.
Удивительная память аль-Бухари
Аллах наделил его прекрасной памятью, что было заметно уже в детстве. Хашид бин Исма‘ил рассказывал следующее: «В Басре Абу ‘Абдуллах Мухаммад бин Исма‘ил аль-Бухари, который был тогда ещё юношей, посещал с нами разных шейхов, являвшихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней мы стали говорить ему: “Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов и ничего не записываешь, но почему ты так делаешь?”. Через шестнадцать дней он сказал нам: “Поистине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записали”. Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч хадисов, и он стал читать всё это наизусть, а мы даже принялись исправлять наши записи в соответствии с тем, что он читал по памяти. Потом он спросил: “Вы и теперь считаете, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свои дни?” − и после этого нам стало ясно, что опередить его не сможет никто».
Когда аль-Бухари был ещё юношей, жители Басры, желавшие слушать хадисы, ходили за ним по пятам, пока не добивались желаемого, и тогда они усаживали его на какой-нибудь дороге, а вокруг него собирались тысячи слушателей, большинство из которых записывали то, что он говорил, хотя был он в ту пору безусым юнцом.
Ещё одним доказательством того, что аль-Бухари обладал прекрасной точной памятью, может служить сообщение о том, как однажды он приехал в Самарканд, где встретился с четырьмястами знатоками хадисов. Они смешали между собой иснады хадисов из Шама и Ирака и имена передатчиков и присоединили иснады одних хадисов к матнам других, после чего прочли всё это аль-Бухари, который указал, к каким иснадам на самом деле относятся соответствующие матны, и всё привёл в должный порядок, и никто из них не смог найти ни одной неточности ни в одном иснаде или матне. Нечто подобное имело место и в Багдаде. Сообщается также, что стоило ему прочесть книгу один раз, как он наизусть запоминал её содержание, и таких сообщений известно много.
Когда весть о аль-Бухари распространилась повсеместно, некоторые учёные решили устроить ему экзамен. Пожалуй, такого сложного экзамена не было ни у одного хадисоведа. С этой целью собралось десять учёных, каждый из них рассказывал аль-Бухари изменённые хадисы с перестановкой передатчиков и текстов хадиса.
Когда аль-Бухари выслушивал изменённый ими хадис, он говорил: «Я не знаю такого хадиса». И ведь действительно, это был изменённый хадис, которого не было на самом деле. Когда аль-Бухари говорил, что не знает такого хадиса, учёные понимали его, а простой народ думал, что он не узнал хадис.
Наиболее известные шейхи и ученики аль-Бухари
Имам аль-Бухари передал хадисы со слов более чем тысячи шейхов, с которыми он встречался в разных краях, где ему довелось побывать. Здесь невозможно не только рассказать о каждом из его шейхов или учеников, но даже просто перечислить их имена, и поэтому мы ограничимся упоминанием наиболее известных из них.
К числу самых известных шейхов аль-Бухари относятся Хаммад бин Шакир, Тахир бин Махлид, имам Ахмад бин Ханбаль, ‘Али бин аль-Мадини, Макки бин Ибрахим аль-Балхи, ‘Абдуллах бин Муса аль-‘Абси, Абу Бакр аль-Хумайди, Ибрахим бин Ма‘киль, Абу Тальха бин ‘Али аль-Баради ан-Насафи, Ибрахим бин аль-Мунзир, Адам бин Ийас, ‘Абдан бин ‘Усман аль-Марвази, Абу ‘Асим аш-Шайбани и Йахйа бин Му‘ин.
Наиболее известными передатчиками хадисов, собранных аль-Бухари, являлись имам Муслим бин аль-Хаджжадж, “Сахих”, ат-Тирмизи, включивший эти хадисы в свой “Джами‘”, ан-Наса’и, который, как считают некоторые улемы, включил их в “Сунан”, Ибрахим аль-Харби, Ибн Абу-д-Дунйа, Абу Хатим, ‘Абдуллах бин Мухаммад бин Наджих, аль-Хусейн бин Исма‘ил аль-Махамили и многие другие.
Отзывы ученых об имаме аль-Бухари.
Об имаме аль-Бухари с похвалой отзывались многие из ученых- его современников. Достаточно сказать, что в области науки о хадисах он заслужил прозвище “повелителя правоверных”, что не оспаривалось никем. Однажды имам Муслим поцеловал имама аль-Бухари в лоб и сказал ему: «Позволь мне поцеловать тебе и ноги, о учитель учителей, господин мухаддисов и врачеватель недостатков хадисов», после чего задал ему вопрос относительно хадиса об искуплении за встречу [2], и аль-Бухари указал ему на недостатки этого хадиса, когда же он закончил говорить, Муслим сказал ему: «Только завистник может ненавидеть тебя! Свидетельствую, что в мире этом нет подобного тебе».
Биндар сказал: «Лучшими мухаддисами являются четверо: Абу Зур‘а из Рея, Муслим из Нишапура, ад-Дарими из Самарканда и аль-Бухари из Бухары». Имам Ахмад сказал: «В Хорасане ещё не было подобного ему». ‘Али бин аль-Мадини сказал: «Аль-Бухари никогда не встречал подобного себе». Исхак бин Рахавийа сказал: «Если бы жил он даже во времена аль-Хасана [3], люди непременно нуждались бы в его хадисах, его познаниях и его знании фикха». Абу-ль-‘Аббас ад-Да‘ляви передал, что в послании жителей Багдада к аль-Бухари были такие слова: «Благо не покинет мусульман, пока ты будешь с ними. Не найдётся после тебя лучшего, а тебя будет недоставать». Абу Хатим ар-Рази сказал: «Поистине, он является самым знающим из тех, кто приезжал в Багдад». Ибн Хузайма сказал: «Не встречал я под небосводом ни более осведомлённого о хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение), ни того, кто помнил бы больше хадисов, чем аль-Бухари». Ат-Тирмизи сказал: «Не видел я ни в Ираке, ни в Хорасане человека, который лучше аль-Бухари знал бы историю и разбирался в недостатках хадисов и их иснадах».
Важнейшие и наиболее известные труды аль-Бухари
Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является “Аль-джами‘ ас-сахих”. Кроме того, к числу сочинений аль-Бухари относятся такие книги, как “Аль-асма’ ва-ль-куна”, “Ат-тарих аль-кабир”, “Ас-сунан фи-ль-фикх”, “Хальк аф‘аль аль-‘ибад”, “Аль-адаб аль-муфрад” и “Аль-кира’а хальфа-ль-имам”. Здесь нет возможности говорить о каждом из его сочинений, и поэтому придётся ограничиться указанием только на “Аль-джами‘ ас-сахих” и то место, которое он занимает среди сводов хадисов Пророка (мир ему и благословение).
Что послужило причиной составления этого свода?
Основной причиной, побудившей аль-Бухари к составлению “Сахиха”, куда вошли только достоверные хадисы, послужило то, что в сборники, составленные его современниками, наряду с достоверными включались и слабые хадисы. Это не нравилось имаму аль-Бухари, не забывшему о том, что его шейх Исхак бин Рахавайхи хотел собрать воедино одни лишь достоверные хадисы и побуждал к этому своих учеников, говоря им: «Было бы прекрасно, если бы вы составили краткий свод хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение)». Эти слова запали в душу имама аль-Бухари, и после этого он начал собирать материалы к своему “Сахиху”.
Кроме того, его решимость укрепил сон, в котором аль-Бухари увидел себя стоящим перед Посланником Аллаха (мир ему и благословение), с веером в руках и защищающим его, что было истолковано им как указание на то, что он не позволит лжи коснуться Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Всё это и побудило его заняться трудом, который стал лучшим из всех трудов великого имама, явился свидетельством высокого места, занимаемого имамом аль-Бухари, и сослужил великую службу Исламу. В процессе работы имам аль-Бухари проверил около шестисот тысяч хадисов, а созданный им труд стал наилучшей книгой после Книги Всемогущего и Великого Аллаха, что соответствует единодушному мнению членов мусульманской общины, принявшей его с того самого дня, когда он был завершён и продолжающей высоко ценить его до сих пор. Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет.
Об этом труде поэт сказал так:
«Если отнестись к “Сахиху” аль-Бухари по справедливости,
следует переписать его не иначе как золотыми буквами.
Отделяет он правильное руководство от заблуждений
и хранит юношу от погибели,
Рекомендуем ознакомится: http://darulihlas.ru