Традиции и обычаи шапсугов

Шапсу́ги (самоназвание: адыгэ. шапсыгъ ) — субэтнос адыгов. Коренное население Черноморского побережья Северо-Западного Кавказа.

Своё этническое название шапсуги получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсхо.

О древнейшей история адыгов, в том числе и шапсугов нам рассказывают артефакты многих археологических .

Среди шапсугов в языковом отношении выделяются хакучи.

  • Шапсуги (самоназвание: адыгэ ) — субэтнос адыгейцев (адыгов). Проживают в Российской Федерации, большая часть в Турции, Сирии, Иордании. В Росcии живут в Туапсинском районе и Сочи (Лазаревский район) в Краснодарском крае, небольшая группа — в Адыгее. В советский период переписями не учитывались. По косвенным данным, насчитывали в 1926 свыше 4 тыс. человек. По переписи 2002 года в России проживает 3,2 тысячи шапсугов. Говорят на западном диалекте черкесского языка абхазско-адыгской группы кавказских языков. По российскому законодательству официально являются малым народом.
  • Многие шапсуги считают себя адыгейским субэтносом, но не отдельным народом. По Всероссийской переписи 2002 года шапсуги считаются отдельным народом. Среди шапсугов в языковом отношении выделяются хакучи.
  • Шапсуги составляли одну из самых крупных групп не только причерноморских адыгов, но и всего адыгского (черкесского) этнического массива наравне с кабардинцами. Они населяли земли между реками Джубга и Шахе (так называемый Малый Шапсуг) и высокогорные лесистые области на северных склонах Кавказского хребта по рекам Антхир, Абин, Афипс, Вулан, Шебш и др. (Большой Шапсуг). Принимали активное участие в борьбе с Крымским ханством.
  • В материальной культуре традиционные элементы сохранились главным образом в пище (мамалыга из кукурузной муки, широкое употребление молочных продуктов, в частности сыров).
    Мужчины носят папахи в сочетании с европейским костюмом, женщины — наголовные платки.
  • В общественно-семейном быту сохраняются многие патриархальные нормы: семейно-родовая солидарность, уважение к старшим, общинная взаимопомощь.
  • Свадьбы обычно очень многолюдны и могут продолжаться несколько дней, сопровождаются конными состязаниями
  • Шапсуги жили большими семьями, насчитывавшими больше двадцати человек. В некоторых семьях количество членов превышало сто человек. Все они вели общее хозяйство. Большие аулы у шапсугов встречались в основном на равнине, в горах они предпочитали селиться отдельными родовыми усадьбами вдоль рек, так что, со стороны могло показаться, что речные долины составляли один огромный аул.
  • Ислам был принят шапсугами лишь на исходе ХVIII века. Доисламские верования включали культ общеадыгских божеств — грома и молнии Шибле, плодородия Созереша, покровителей скотоводства Емиша, Ахина, Хакусташа, кузнечного ремесла Тлепша и др. а также священных рощ. Во время засух устраивали обряд вызывания дождя Ханцегуаше: наряженную куклу проносили по всему аулу, а затем топили в речке.
  • Основными занятиями шапсугов в прошлом были скотоводство и садоводство.
    Знаменитые сорта шапсугских сортов яблок ,груш и других фруктов послужили основой для выведения многих современных сортов. В горах шапсуги использовали террасное земледелие высевая просо, овес и другие культуры. Пчеловодство также было одной из статей вывозной торговли.

· Религия, верования

  • Ислам был принят шапсугами лишь на исходе ХVIII века. Доисламские верования включали культ общеадыгских божеств — грома и молнии Шибле, плодородия Созереша, покровителей скотоводства Емиша, Ахина, Хакусташа, кузнечного ремесла Тлепша и др. а также священных рощ. Во время засух устраивали обряд вызывания дождя Ханцегуаше: наряженную куклу проносили по всему аулу, а затем топили в речке.

· Ремесла и промыслы

  • Основными занятиями шапсугов в прошлом были скотоводство и садоводство.
    Знаменитые сорта шапсугских сортов яблок ,груш и других фруктов послужили основой для выведения многих современных сортов. В горах шапсуги использовали террасное земледелие высевая просо, овес и другие культуры. Пчеловодство также было одной из статей вывозной торговли.

АНОНС НОВОСТЕЙ

22 января Британское издание The Daily Telegraph выпустило список из двенадцати городов мира, в которых должен побывать каждый уважающий себя путешественник.

Двенадцать городов – число не случайное - по количеству месяцев в году. Каждый месяц в новом городе - чем не мечта путешественника? Начиная с января, вниманию туристов предлагаются такие мировые жемчужины, как Венеция, Лондон, Севилья, Брюссель, Осло. А вот в июне, следуя рекомендациям, нужно отправиться в Санкт-Петербург. Из всей России выбор пал именно на Северную столицу с ее белыми ночами, разводными мостами, музеями и театрами. Также издание рекомендует посетить места съемок новой экранизации бессмертного романа Льва Толстого «Война и мир» производства ВВС.

После Санкт-Петербурга следует посетить Берлин, Сиену, Бордо, Нью-Йорк и Марракеш. Ну а завершить, путешествие протяженностью в год, можно в Вене.

В текущем году Петербург ожидает бум туризма. Если в 2015 году Северную столицу уже посетило рекордное количество туристов - шесть с половиной миллионов человек, то в 2016 году ожидается увеличение этой цифры на треть.

Три российских музея вошли в топ-100 по популярности. Среди них Государственный Эрмитаж, который и вовсе попал в десятку наиболее востребованных музеев мира. Какое место он занял, читайте в нашем материале.

С удовольствием разместим Ваши фотографии и другие материалы о заповедных местах России.

Мы уже получаем материалы от наших читателей и с ними можно ознакомиться здесь:

Рекомендуем ознакомится: http://russiaandyou.com