Традиции и обычаи народа водь

ВОДЬ. вадьялайн (самоназвание), этническая общность в России, в Кингисеппском районе Ленинградской области.

Водь — древнейшее население края, занимала земли от реки Нарова и Чудского озера на западе и включая Ижорское плато на востоке. Позднее они входили в состав Новгородских земель («Водская пятина»). Водь испытала сильное славянское, позже русское влияние, приняла православие. В русских летописях известна как вожане, а также под общим наименованием финноязычных народов — чудь. Основной формой семьи в ХХ веке стала малая семья. Для води был характерен достаточно свободный выбор брачного партнера самими молодыми людьми. Сватовство делилось на два этапа v собственно сватовство, когда жених и невеста обменивались залогами и табаки («табакад»), когда в дом невесты приезжали жених, его родители и сват и привозили с собой табак, пироги («чиима-пиирага»). Курение табака всеми участниками церемонии было непременным элементом этого этапа. Были широко распространены свадебные причитания, исполнявшиеся в доме невесты самой невестой и ее подружками. Накануне свадьбы как невеста, так и жених совершали ритуальное мытье в бане. До 20 века сохранялись пережитки дохристианских верований: культовые деревья, источники, камни, реликты культа коня, барана и др. В похоронной обрядности сохранялись многочисленные языческие пережитки. Долгое время обычными были захоронения в святых рощах. Могилы могли обкладывать камнями. В водских деревнях в XIX v начале ХХ веках фольклористами были записаны свадебные и лирические песни, исполнение которых могло сопровождаться игрой на кантеле.

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

Водь — православные. Долгое время сохранялись пережитки язычества. К XVI веку относятся сведения о распространении в водской земле идолопоклонничества и о жрецах, которых называли арбуи. Несмотря на сравнительно раннее принятие христианства, в быту и в различных праздничных ритуалах сохранялись пережитки дохристианских верований. Известно, что древняя водь поклонялась источникам, деревьям и камням. Почитание священных рощ, деревьев, жертвенных камней сохранялось до XX века.

Чтобы всё в доме было хорошо, надо полить южную стену своего дома кровью только что забитого барана. Таким образом проходил обряд приношения жертвы духу дома. Идя в лес, нельзя надевать красное. Красный цвет может вызвать отрицательную реакцию со стороны лешего. Нельзя петь в лесу. «Леший этого не любит. Начнёт кружить». В лесу существует особый язык. «Эгегейкать» – это мужской лесной язык, а по-женски надо только «аукать», иначе леший рассердится». Издавна водь ела положив еду только на скатерть, даже если эта скатерть была расстелена на полу. Скатерть – разграничитель мира живых и мира мёртвых, откуда приходят все болезни и несчастья.

В первом тысячелетии нашей эры водь занималась земледелием подсечно-огневого типа, животноводством, охотой, рыболовством, владела развитым ремеслом. Хозяйство водских крестьян было схоже в целом с хозяйством других этнических общностей региона: русских, ижоры. Судя по погребениям, несущим отрывки богатой культуры, водь была могучим, храбрым и процветающим народом. Основное занятие — сельское хозяйство. Долгое время сохранялись архаичные сельскохозяйственные орудия: двузубая соха, деревянная борона, серп для уборки зерновых и цеп для обмолота хлебов. Со второй половины XIX века начали распространяться плуги, бороны с железными зубьями. Основу хозяйства составляло земледелие. Выращивали злаковые (рожь, овёс, ячмень), овощи (репу, капусту, с XIX века — картофель). В начале ХХ века преобладали трехпольные и многопольные севообороты. Жали серпами восточноевропейского типа с зазубренным краем. Снопы сушили в риге. Молотили цепами. В качестве тяглового скота использовали лошадь. Наряду с коровами здесь держали коз, а также овец и свиней, из домашней птицы — гусей и кур. У води, как и других народов этих мест, был распространён коллективный выпас скота с наёмным пастухом. В деревнях близ Финского залива было распространено рыболовство, в том числе подледный лов. Зимой рыбаки уходили на залив на несколько дней и жили в специальных дощатых домиках – «будках». В зимнем лове принимало участие практически всё население прибрежных деревень: как мужчины, так и женщины. Ловили салаку, кильку, корюшку. Орудием лова являлись сети и неводы. Зимний лов носил товарный характер, доход от него имел большое значение для крестьянских хозяйств. На реке Луга ловили рыбу с помощью различных ловушек. Были распространены различные отхожие промыслы. Крестьяне уходили на заработки в Санкт-Петербург или Нарву. Наиболее прибыльным занятием считался извоз. Также нанимались на различные сельскохозяйственные работы.

Водь жила в многодворных деревнях. Жилище представляло собой избу риихи восточнославянского типа с духовой — «русской» — печью и холодными сенями. В прошлом жилище было, вероятно, аналогично эстонскому и представляло собой «жилую ригу», в которой жилое помещение осенью служило и для просушки снопов. На бытование в древности такого типа жилища указывает и тот факт, что слово рихи обозначало в водском языке жилой дом вообще. Жилой дом — «изба» — был объединён под одной крышей с хозяйственными постройками. Преобладала параллельная связь. Кроме того, в числе надворных построек были клеть (ратис), баня (саун), снопосушильня — иногда общая на несколько дворов — западного типа, т. е. одноярусная рига с крытым гумном риига. В XIX веке также как и у соседних этнических общностей – ижоры, ингерманландских финнов, русских — жилой постройкой являлась изба. Внутренняя планировка избы была западного типа, печь располагалась при входе, устьем к двери. Часть избы перед печью была хозяйственной, задняя её часть рядом с печью служила кроватным углом. По диагонали от печи был чистый угол, где стоял стол и вешались иконы. Дома и хозяйственные постройки, как правило, строили из брёвен. При строительстве дворов часто использовали местный камень. Соломенные крыши домов были четырёхскатными. Встречалось, что строения отражали не старую планировку, при которой помещение для скота находилось в середине дома, а новую: помещения стояли параллельно друг другу. В одном из них жили, второе предназначалось для скота. Ворота выходили на улицу. Были распространены дома, состоящие из двух изб, соединённых сенями; а также пятистенки. Крыши были стропильной конструкции двускатные, а также полувальковые; их крыли соломой или дранкой. Еще в 20-е года нашего века встречались курные избы. В большинстве домов были русские печи или печи с подвесным котлом, характерные для прибалтийско-финских народов. Связь дома и двора двурядная или однорядная, старинной формой считают покоеобразную связь.

Мужская одежда утратила этноспецифические черты уже к началу XIX века. Лишь источники XVIII века отмечают ношение шапки с красным верхом, отороченной мехом как особенность костюма водских мужчин. До начала 19 века сохранялся женский костюм с чёткой градацией по возрастным группам: нательная безрукавная наплечная одежда, у девушек льняная белая (амы), у замужних синяя суконная (рукка), поверх — короткая кофта (ихад), старухи носили одежду типа рубахи (уммико). Головные уборы включали жёсткие и полотенчатые формы. Характерны несколько типов передника (льняные и суконные), одновременное ношение нескольких поясов, набедренники, нагрудники (риссико и мюэтси), украшенные вышивкой, тесьмой, бисером, раковинами каури. Прилужская Водь носила поверх рубахи несшитую юбку (хурстут). Во 2-й половине 19 века обычным становится русский сарафан (уммико, синякко). После выхода замуж женщине коротко стригли, а в прошлом (до второй половины XIX в.) брили волосы и одевали высокий головной убор из белого полотна — «пайкас».

Значительную часть традиционного рациона питания составлял хлеб из ржаной муки, выпекавшийся из кислого теста в виде высоких круглых караваев, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины XIX века – картофель. Из овса готовили толокно. Были широко распространены кисели, особо почитали овсяный кисель. В праздничные дни готовили пироги с начинками, плоские ячменные лепёшки иивакко, мясные блюда. Наиболее распространённым напитком являлось пиво. Из растительных масел использовали льняное, домашнего приготовления, а также толкли конопляное семя, превращая его в кашицу. Эту кашицу мазали на хлеб вместо масла или разводили водой и ели с ней кашу. Молоко шло в пищу преимущественно в виде простокваши, готовили также творог.

АНОНС НОВОСТЕЙ

22 января Британское издание The Daily Telegraph выпустило список из двенадцати городов мира, в которых должен побывать каждый уважающий себя путешественник.

Двенадцать городов – число не случайное - по количеству месяцев в году. Каждый месяц в новом городе - чем не мечта путешественника? Начиная с января, вниманию туристов предлагаются такие мировые жемчужины, как Венеция, Лондон, Севилья, Брюссель, Осло. А вот в июне, следуя рекомендациям, нужно отправиться в Санкт-Петербург. Из всей России выбор пал именно на Северную столицу с ее белыми ночами, разводными мостами, музеями и театрами. Также издание рекомендует посетить места съемок новой экранизации бессмертного романа Льва Толстого «Война и мир» производства ВВС.

После Санкт-Петербурга следует посетить Берлин, Сиену, Бордо, Нью-Йорк и Марракеш. Ну а завершить, путешествие протяженностью в год, можно в Вене.

В текущем году Петербург ожидает бум туризма. Если в 2015 году Северную столицу уже посетило рекордное количество туристов - шесть с половиной миллионов человек, то в 2016 году ожидается увеличение этой цифры на треть.

Три российских музея вошли в топ-100 по популярности. Среди них Государственный Эрмитаж, который и вовсе попал в десятку наиболее востребованных музеев мира. Какое место он занял, читайте в нашем материале.

С удовольствием разместим Ваши фотографии и другие материалы о заповедных местах России.

Мы уже получаем материалы от наших читателей и с ними можно ознакомиться здесь:

Рекомендуем ознакомится: http://russiaandyou.com